Цель:
- обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте;
- развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально-ритмические движения.
Развивающие задачи:
- развить музыкальные и творческие способности детей посредством музыкально-практической деятельности;
- умение двигаться под музыку;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей сказочный персонаж (Гномики…)
- развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики;
- соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассаже.
Воспитательные задачи:
- способствовать позитивному отношению друг к другу и к окружающим;
- воспитывать музыкально и эстетический вкус;
- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о музыкальной грамоте;
- обогатить духовный мир ребят;
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений.
Оздоровительная задача: с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье.
Предварительная работа:
- разучивание песен, танцев;
- разучивание упражнений всех видов;
- репетиция с артистами.
Действующие лица: Петрушка, 5 гномиков, ребята старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатель.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня у нас замечательный день, на улице такая чудесная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем доброго утра. Поэтому давайте пожелаем его нашим гостям и друг другу веселой песенкой. А вас, наши гости, мы приглашаем с нами петь и повторять все движения!
Дети исполняют валеологическую песенку-распевку с оздоровительным массажем «Доброе утро» О.Н.Арсеневской.
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день Большой палец поднят вверх
Будет веселее.Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки. Выполняют фонарики.Разотрём ладошки Движения по тексту
Сильнее-сильнее,
А теперь похлопаем
Смелее-смелее.Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы! Разводят руки в сторону.
Музыкальный руководитель:
Тра-ра-ра, тра-ра-ра,
Пришли дети со двора,
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Дети (поют):
В нашем зале все друзья!
Да-Да-Да! (хлопают в ладоши)
Вы и мы, и ты, и я!
Да-да-да! (хлопают в ладоши)- Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо, поклон головой).
- Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево, поклон головой).
- Вместе мы друзья!
- Мы — одна семья! (Обнимаются)
Музыкальный руководитель: - Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. (Открывает ноты и видит пустые листы, но на одной странице колпачок и колокольчик).
Что случилось с нотами? Ребята, вы не знаете? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: - Похоже, что ноты у нас забрали весёлые гномики. Что же делать? (Задумывается) Придумала! Давайте к ним отправимся в гости.
Согласны? (Ответ детей). Тогда в путь!
Под музыку выбегает Петрушка
Петрушка: - Постойте, погодите, без меня не уходите!
Здрасьте, вы меня с собой возьмите!
Я тоже музыку люблю.
Послушайте, как я пою. (Поёт фальшиво)
- Я – Петрушка молодец, на макушке бубенец.
Выйду, выйду, попляшу, позабавлю, насмешу.
Музыкальный руководитель: - Подожди, подожди, Петрушка, ты не правильно поёшь. Давайте, ребята, возьмём с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас петь, танцевать и играть?
Петрушка:
- Я слышал, есть волшебный лес,
Где полным-полно чудес.
Гномы музыкальные в той стране живут,
В игры музыкальные нас играть зовут.
Музыкальный руководитель:
Если ноты ты найдешь,
музыкальный слух обретёшь!
Петрушка:
Мне, Петрушке, помогите
Ноты музыкальные у гномов соберите.
Вперед, мои друзья!
Выполняем динамическое упражнение «По дорожке» (модель В.И.Ковалько, «Азбука физкультминуток»)
- По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
- И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.
Скачем мы на левой ножке.
- По тропинке побежим, Легкий бег на носках.
До лужайки добежим.
- На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.
Мы попрыгаем, как зайки.
- Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.
И всем улыбнулись.
(Под деревом сидит Гномик)
1 гномик:
- Здравствуйте, мои друзья,
Очень рад всех видеть я.
Для того, чтоб нотку взять
Со мной нужно поиграть.
Игра «Мишка»
Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.
Дети:
Шлепал мишка по дорожке:
Шлеп-шлеп-шлеп!
И захлопал он в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!
Он по кочкам
Топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
1 гномик:
Ну, спасибо вам друзья
Не играл давно уж я.
Ноту вы скорей берите
И её вы берегите.
Ноты вы не потеряйте,
И от всех оберегайте.
Воспитатель: - Спасибо тебе, гномик, ну а нам пора дальше в путь! (Приглашает гномика с ними).
Петрушка:
А чтоб было веселей,
Поскачем весёлым галопом скорей!!
(Движутся боковым галопом под фонограмму «Добрый жук» А.Спадавеккиа встречают второго гномика)
2 гномик:
- Здравствуйте, мои друзья! Очень рад всех видеть я.
Для того чтоб нотку взять, со мной нужно поиграть. Ой-ой-ой!!!
Музыкальный руководитель: Что случилось? Что с тобой?
2 гномик: - Ой, устал я! Ножки-ручки заболели!
Музыкальный руководитель: - Не горюй, гномик, мы сейчас тебе сделаем весёлый массаж, и ты будешь здоров!
Выполняют комплекс игрового массажа «Дружок» (поют).
Дети стоят парами по всему залу
- У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят
Пос - мот- ри! Пос-мот-ри! свои ручки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже, Поворачиваются друг к другу,
На мои похожи. гладят ручки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Берут друг друга за руки.
Покружись со мной разок! Кружатся.- У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят
Пос – мот - ри! свои щёчки.
Пощиплю я их немножко. Легко щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки
На мои похожи. друга друга.
Хорошо с тобой, дружок.
Покружись со мной разок! Кружатся «лодочкой».- У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу,
Пос – мот - ри! Массируют спину.
Разотру её тихонько. Растирают с усилием.
Раз, два, три!
Твоя спинка тоже, Поворачиваются друг к другу,
На мою похожа. Растирают спинку
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок! Кружатся «лодочкой».
2 гномик: - Ура! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку! Нотку вы скорей берите и её вы берегите.
Петрушка:- Спасибо тебе, гномик, а теперь нам пора в путь. А любая дорога веселее с маршем.
Марш
3 гномик: - Здравствуйте, мальчики и девочки, здравствуйте, гости дорогие! Очень рад всех видеть я.
- У меня есть магазин.
Продавец я здесь один.
По звучанию музыкальный инструмент отгадаете,
Тогда вы его покупаете.
Согласны? (Ответ детей)
(Воспитатель предлагает детям занять места на стульчиках)
Игра «Музыкальный магазин»
Ход игры
Гномик за ширмой играет на любом инструменте. А дети по звучанию отгадывают его и таким образом покупают. Воспитатель передаёт инструменты детям.
Музыкальный руководитель: - Инструменты все мы взяли, а теперь расскажем гномику и нашим гостям про весёлых музыкальных гномиков!
Музыкальная сказка «Маленькие гномики»
Музыкальный руководитель: - Высоко в горах жили-были гномики. Рано утром первые лучики солнышка освещали их жилище.
ТРЕУГОЛЬНИК
- Со звоном колокольчиков просыпаются гномики.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
- Они зевают, потягиваются и после завтрака берут свои молоточки и начинают работать.
ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКИ
- Молоточками постучали и начали просеивать песочек, чтобы найти драгоценные камушки.
МАРАКАСЫ
- Просеяли песочек и в их руках засверкали драгоценные камни.
МЕТАЛЛОФОН
- Подошел к концу ещё один рабочий день. Гномики сложили свои камушки в мешочки, и пошли отдыхать.
БАРАБАН
- Колокольчики проводили их своим звоном.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
После работы, Гномики любят отдохнуть, попеть и поиграть в оркестре.
ОРКЕСТР
Солнышко осветило их жилище последним лучиком и скрылось за горой.
ТРЕУГОЛЬНИК
3 гномик: Ну, спасибо вам, друзья, какую вы мне замечательную сказку рассказали!
Нотку вы скорей берите
И её вы берегите!
(Воспитатель приглашает гномика пойти с ними)
Петрушка:
Вот так гномики лесные,
Все затейники такие!
Что же ждёт нас впереди?
Нужно дальше нам идти.
Дружно змейкой мы пойдём,
Под ёлкой гномика найдём.
Идём «змейкой» под песню «Чик и Чики-Брик»
4 гномик: - Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, взрослые!
В нашем лесу очень я боюсь лису. Помогите мне, ребята, тогда сможете забрать нотку.
Логоритмическая распевка «Лиса»
Са-са, са-са, в гости к нам пришла лиса.
Су-су, су-су, не боимся мы лису.
Сы-сы, сы-сы, она хочет колбасы.
Си-си, си-си, ей кусочек отнеси.
4 гномик:
Ну, спасибо вам, друзья,
Выручили вы меня
Ноту вы скорей берите
И её вы берегите.
Ноты вы не потеряйте,
И от всех оберегайте.
Воспитатель:
Спасибо тебе, гномик!
- Дружно парами идём,
Петрушке ноту мы найдем.
Идут парами
Звучит фонограмма грома.
Петрушка: - Ой-ёй-ёй! Кажется, дождь начинается!
Воспитатель: - А мы его не боимся! Правда, ребята? Мы, Петрушка, знаем пальчиковую гимнастику «Гроза».
Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали - (пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей - (скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – (стучим кулачками )
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.
(Выходит пятый гномик)
5 гномик:
Здравствуйте, мои друзья!
Почему-то грустный я?
Вы меня развеселите,
Потом нотку получите.
Упражнение «Алоха»
Ход упражнения
поставить ноги чуть шире плеч, наклониться вперёд, руками постараться достать до пола. Сделать глубокий вдох, начать подниматься, произнося: «Алоооооооо», а затем, выпрямиться и сказать: «- Ха-ха-ха!», руки раскинуть широко в стороны.
Музыкальный руководитель: - Ну, как, развеселили мы тебя?
(Ответ гномика). А когда нам весело и радостно, то на небе появляется радуга. Только ей можно не только любоваться, но и попробовать на вкус. А поможет нам в этом упражнение «Радуга – шейк».
Упражнение «Радуга – шейк»
Музыкальный руководитель:- Представьте, что у вас в руках два стакана и в одном из них – радуга. Переливайте её из ёмкости в ёмкость, а затем, хорошо взболтав, пейте. Представьте, как радуга вас заполняет, вы светитесь, излучаете радость и смеётесь.
5 гномик: - Вот так молодцы! У вас всё замечательно получилось!
- Ноту вы скорей возьмите,
К нотному сборнику прикрепите.
Ноты вы не потеряйте
И от всех оберегайте.
Петрушка:
Вот ребята –молодцы! Ноты все нашли!
- Теперь не буду петь фальшиво,
Голос мой поет красиво!
Песня «Праздник золотой», муз. и сл. Г.Голевой
Воспитатель: - Ребята, вы проделали такой длинный путь, и, наверное, очень устали, а я знаю, как вам быстрее вернуться в детский сад.
- Глазки закрывайте, ручки опускайте,
Вправо-влево повернитесь, в детском садике очутитесь!
Вот мы опять, ребята, оказались в нашем музыкальном зале.
Музыкальный руководитель: - Ребята, вам понравилось путешествие к музыкальным гномикам? (Ответы детей). А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Петрушка научился петь правильно? (Ответы детей). Большое вам спасибо за то, что вы были такими задорными, активными и спасли наши нотки! А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями. (Прощаются, уходят в группу).