Цель: знакомство с Солнечной системой, развитие понятийного аппарата мышления, речи, воображения, внимания, памяти, тонкой моторики руки.
Материалы и оборудование: плакат с нарисованными (или наклеенными) планетами солнечной системы, карточки «Разрезные картинки», краски, кисточки, карточки с лабиринтами, цветные карандаши, листы белой бумаги по количеству детей; колобки с эмоциями.
Ход занятия
I. Ритуал приветствия
Дети заходят в комнату, рассаживаются на стульчики, «здороваются» друг с другом щёчками.
II. Разминка
Пальчиковые игры: «Разбудим пальцы», «Пилим», Меняем местами», «Накормим мизинчик». Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Колечки».
III. Игра «Большое космическое путешествие»
Детям сообщается, что сегодня они отправятся полетать вокруг планет Солнечной системы (показ плаката). Дается объяснение понятия «Солнечная система».
- Для того чтобы полететь, нам нужен космический корабль. Скажите, из чего его можно сделать? (ответы детей: из банкеток, стульев и т.д.)
Дети строят корабль, затем по считалочке выбирают капитана корабля.
Капитан корабля дает команды: «Занять места!», «Пристегнуть ремни!»
При запуске корабля дети издают мычание, короткие выдохи (элементы дыхательной гимнастики).
1 остановка. «Помощь венерианцам»
Поступила просьба о помощи с планеты Венера. Исчезли все цветы. Чтобы они появились вновь, нужно сложить их изображения.
Всем детям раздаются разрезные картинки с изображениями различных цветов.
Задание: сложить изображения как можно быстрее.
2 остановка. Остров волшебников планеты Сатурн
Задание: заштриховать рисунки (это могут быть различные фантастические овощи, геометрические фигуры с заранее нанесенным образцом штриховки)
3 остановка. Лабиринты Марса
Задание: постараться как можно быстрее выбраться из лабиринтов
4 остановка. Лунная гимнастика
5 остановка. Кратер выдумок планеты Юпитер
Задание: пальчиками нарисовать картинку
6 остановка. Возвращение на Землю
IV. Релаксация. Подснежник
- В лесу под сугробом прятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).
- Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают)
- Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
- Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни).
Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник», - кивает он головой. - Но весенняя погода капризна. Подул ветер и стал раскачивать подснежник в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталинку (дети ложатся на ковер).
- Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года»), дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами. Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
V. Рефлексия занятия
Детям предлагаются «колобки» с нарисованными лицами: улыбающееся, злое, спокойное. Нужно выбрать колобок с лицом, соответствующим настроению
VI. Ритуал прощания
Дети встают в круг.
- На правую руку положим то, с чем пришли, на левую – то, что узнали сегодня и объединим руки, сказав «Спасибо».