Перед родителями, чьи дети имеют диагноз задержка психического развития, аутизм, рано или поздно встаёт вопрос: отдавать ли ребенка в компенсирующую группу детского сада или оставить в обычной группе массового детского сада, который внедряет в практику инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся воспитанников. Инклюзивное образование ищет пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Дети в этой среде учатся чуткости, доброте, внимательности, терпеливости, заботливости.
Если рассматривать ситуацию с заполняемостью детских садов в настоящее время, можно с уверенностью говорить о том, что при количестве детей в группе до 30 человек никакого должного внимания, в котором так нуждается ребёнок с особыми образовательными потребностями, оказать воспитателю просто физически невозможно. Рассмотрим отрицательные стороны и попробуем разобраться, чего в них больше – правды или родительских страхов. Конечно, каждой маме её ребенок, пусть немного и не такой как все, видится всё равно в коллективе обыкновенных ребятишек, за которыми её чадо будет «тянуться». Однако мало кто сознает, что ребенку, отстающему в психоречевом развитии, в коллективе среди обычных детей будет достаточно тяжело в силу того, что он не сможет наравне со всеми принимать участие в игровых занятиях или такими же темпами, как и все, усваивать учебный материал. Подобное состояние вполне может сказаться и на его поведении: агрессивность, нервозность, расторможенность — вот далеко не полный перечень возможных побочных эффектов.
Зато положительная сторона пребывания ребенка в компенсирующей группе гораздо важнее, чем недочеты в поведении. Ведь в группе, где всего 13 детей с задержкой развития, с вашим ребёнком каждый день по определенной программе будут заниматься специалисты: воспитатель, дефектолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Систематизация и методичность, — вот те два кита, на которых стоит коррекционная работа с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. А в выходные и праздничные дни эстафету принимают родители, которые помогают выполнять детям тренировочные задания, выдаваемые дефектологом и логопедом каждую неделю.
Такая коллективная работа приносит достаточно эффективные плоды, вот почему к окончанию детского сада подавляющее большинство воспитанников детского сада № 14 «Василёк» поступают в обычную массовую школу. И напротив, те дети, с которыми не была своевременно проведена необходимая дошкольная подготовка с учетом психофизических особенностей, имеют гораздо больше шансов очутиться в итоге в коррекционной школе. Инклюзия – может это и хорошо, но она должна быть правильной и профессиональной. В поле зрения всегда стоит ребёнок, которому нужна поддержка и помощь. Необходимо знать и понимать, что многие дети, в силу своих особенностей никогда не смогут быть включены в инклюзию.
Поэтому, если вы как родитель замечаете отставание вашего ребенка в интеллектуальной сфере, и это в дальнейшем находит подтверждение в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, то, при наличии в городе детского сада компенсирующего вида, пребывание ребенка в нём действительно целесообразно и даже необходимо. Вначале тревогу бьют в основном бабушки: ребёнок плохо говорит, не умеет общаться со сверстниками, у него снижен интерес к играм и занятиям. Именно они проявляют большую активность. У родителей возникает защитная реакция, и только потом, перед поступлением в школу и в школе, они начинают понимать проблемы своего ребёнка.
Родители, помните, что для вашего ребёнка важен каждый день, все можно вовремя подкорректировать и проблемы решить! Не упускайте возможность!!!
Литература
- Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей "особого" ребенка / Т.В.Ананьев.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 64-67. - Библиогр.: с. 67.
- Дробинская А.О. Скоро в школу: Что нужно знать родителям / А.О.Дробинская. - Москва: Школьная пресса, 2005. - 48 с.
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.