Введение
Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит искажение стопы и понижение сводов. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырем - 32% детей, к семи годам - 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием, которое чревато возникновением последующих заболеваний голеней, коленных суставов, позвоночника и даже внутренних органов.
Для правильного формирования стопы и предотвращения появления плоскостопия, необходимо проводить профилактические меры:
- ходьба босиком по траве, песку, мелкому гравию (гальке);
- хождение в носках по рассыпанному гороху;
- двигательная активность детей: специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция;
- правильная обувь: она должна иметь небольшой каблучок (0,5 см), мягкий супинатор и жесткий задник;
- правильное питание ребенка, с достаточным содержанием в продуктах кальция, фосфора, витамина D.
В своей работе для предупреждения плоскостопия я использую ходьбу по нестандартному оборудованию - «дорожкам здоровья», главное значение которых – способствование общему укреплению организма, мышц, суставов, связок, стимулируют активные зоны и точки, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы, происходит точечный массаж, что является профилактикой простудных и сердечных заболеваний.
Успешное решение оздоровительных задачах физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Поэтому для изготовления «дорожек здоровья» я привлекла родителей группы, которые из подручного материала смастерили замечательные массажные коврики. Они использовали следующий материал: искусственные и натуральные ткани, крышки от бутылок, пуговицы, губки, карандаши, и т.д. Дети с удовольствием ходят по этим дорожкам как в носочках, так и босиком до и после дневного сна.
Таким образом, играя, дошкольники получают всестороннее развитие – умственное, эстетическое, физическое и нравственное, тем самым успешнее социализируются в обществе.
Цель: укреплять здоровье детей посредством профилактических мероприятий в условиях ДОУ.
Результаты исследований с иллюстрациями: как показывает практика при использовании «дорожек здоровья» я получила следующие результаты:
- в группе, за период их применения сократился уровень заболеваемости воспитанников;
- у детей наблюдается положительная динамика показателей роста и веса;
- формируется правильная осанка;
- дети проявляют активное желание заниматься на «дорожках здоровья»;
- заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния детей.
Выводы: таким образом, профилактика плоскостопия посредством ходьбы по «дорожкам здоровья» гарантирует правильную форму стопы, а также здоровье, хорошее самочувствие детей, приобщение подрастающего поколения к спортивно-оздоровительному образу жизни.
Используемая литература
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21–28.
2.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2002.
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
5. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.