I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)
Психологический настрой.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Поприветствуйте наших гостей.
Порадуйте меня, гостей своими успехами.
Откройте тетради и запишите число.
II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (3 мин)
- Начнем наш урок с лексического диктанта.
- Замените каждое предложение одним словарным словом. В словах обозначьте орфограмму:
Период времени в 30 дней (месяц)
Способ счисления дней в году (календарь)
Первый месяц года (январь)
Тонкий слой ледяных кристаллов образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней)
Движение потока воздуха в горизонтальном направлении (ветер)
Полоса земли предназначенная для движения (дорога)
Самое холодное время года, наступающее за осенью (зима)
Последний зимний месяц (февраль)
- Найди слова в которых не совпадает кол-во звуков и букв (календарь, февраль)
- Вопрос классу посмотрите. – Какое слово лишнее (зима)
Почему? (Слово с проверяемой гласной)
Зима. В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега».
-Подберите прилагательные к слову зима. (Ответы детей учитель записывает на доске)
(Русская, поздняя, удивительная, холодная, крепкая, седая, белая, снежная, лютая, морозная, жестокая, вьюжная, настоящая, свирепая, суровая, долгая, волшебная.)
- Запишите 3-4 словосочетания, выделите окончания.
- Прочитайте полученные словосочетания, какое окончание у прилагательных (ая, яя). Почему? Это прилагательные женского рода.
III. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ
(ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)
- Мне очень понравилось словосочетание русская зима.
- Я решила просклонять словосочетание «русская зима».
- Получились разные варианты записи. На доске появляются следующие словосочетания:
русскОЙ зимы, русскАЙ зимы или русскАЮ зиму, русскУЮ зиму
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (1 мин)
- Может ли одно и то же слово писаться по-разному? (Только один вариант записи правильный) Какой же вариант записи правильный?
- Какой частью речи является слово русская? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- В каком оно роде и числе? Ж.Р., ЕД. Ч
- В какой части слова расхождение в написании? ОКОНЧАНИЕ
- Какой возникает вопрос?
(Какое окончание писать в прилагательном женского рода единственного числа?)
I V. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (1 мин)
1) ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Определите тему урока. (Правописание окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа)
2) ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
- Прочитайте тему урока.
Правописание окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа.
- Чтобы урок был успешным, сформулируйте его цель, опираясь на тему урока. (научиться правильно писать окончания имен прилагательных женского рода ед.ч)
V. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ
(«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»)
1) РАБОТА С ПРАВИЛОМ (2 мин)
русскОй зимы, русскАй зимы, русскАю зиму русскУю зиму
- Почему есть выбор букв? Почему можем сделать ошибку. (Не падает ударение)
Как мы проверяем безударный гласный (подбираем проверочное слово чтобы гласный стоял в сильной позиции или был под ударением)
Можем ли мы проверить гласный в окончании?
- Как же мы решим орфографическую задачу?
- Как проверяем окончание имён прилагательных? (по вопросу)
- Почему? (В падежном вопросе на окончание падает ударение)
Обобщение.
- Как проверяем безударный гласный в окончании имени прилагательного?
(Вопросом. Что в вопросе, то пишем и в ответе.)
2) АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (2 мин)
русскОй зимы, русскАй зимы, русскАю зиму, русскУю зиму
- Проверим безударный гласный в прилагательных.
В окончании имени прилагательного русской будем писать букву о , т.к в вопросе зимы какой? - под ударением – о. В окончании прилагательного русскую будем писать у, т.к. в вопросе зиму какую? - под ударением -у
На доске карточки КАКОЙ? КАКУЮ?
- В каком падеже стоят наши прилагательные. (Родительный, Винительный)
- Как определить падеж прилагательного? (по вопросу, по имени существительному)
- Просклоняйте у себя в тетрадях «русская зима» (один человек у доски)
Другой ученик склоняет на доске - настоящая зима
Вопрос к 1 ученику:
- В каких падежах им. прилагательные ед. числа женского рода отвечают на одинаковый вопрос? (Р, Д, Т, П)
- Что можете сказать об окончании имён прилагательных? (Окончание тоже одинаковые)
Какое окончание будем писать в прилагательных? (в прилагательном буду писать тот же гласный что и в вопросе)
- Посмотрите, как просклонял прилагательное …
- Он все правильно выполнил? А почему в вопросе окончание ой, а он написал ей.
- На что будем обращать внимание (на основу) С твёрдой основой -ой
С мягкой основой -ей (НА ДОСКУ)
Окончание в прилагательном женского рода с твердым согласным на конце основы будет такое же, как в вопросе, который мы задаем от существительного к прилагательному, а если основа заканчивается на мягкий согласный будем писать е.
Заполним памятку.
3) «Восстанови памятку»
- На каждой парте есть текст памятки, но в нём пропущены слова.
- Восстановите памятку «Проверка безударного гласного в окончании имён прилагательных». (работа в парах)
«Для того чтобы правильно написать ________ гласный в окончании имени ___________ единственного числа женского рода, надо поставить ________ от имени существительного к имени прилагательному. Написать тот же гласный, который будет в ________ вопроса с поправкой на мягкую или твёрдую основу».
Проверка выполненного задания.
VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
1) Динамическая пауза. (2 мин)
П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь».
Задание. Найдите и выпишите имена прилагательные в единственном числе женского рода. Вставьте безударный гласный. Укажите падеж имён прилагательных.
Голодн..му зверю, в пасмурн...м небе, на морозн...м воздухе, от ненастн… погоды, в зимн…м лесу, лют…ю стужу, серебрист…го инея, снежн..го пуха, в морозн…й тишине, от лют…го мороза, на ледяном поле, по бел…й скатерти, под глубок…м снегом, пушист… снежинку, в пушист…м уборе, снежн…й позёмкой, морозным утром.
Проверка правильности выполнения задания.
VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
4) «Исправь ошибки!» (6 мин)
- Причины ошибок?
Спишите текст исправив ошибки . В скобках запишите вопросы.
Дополнительное задание: указать падеж имён прилагательных женского рода.
Река зимой
Толстай () коркой покрылись реки. В глубокай() тишине на речном дне спят рыбы. В тихом месте лежит важный сом. А зубастай() щуке не спится. Она глотает соннаю() рыбу.
Сверка с образцом.
Река зимой
Толстой коркой покрылись реки. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В тихом месте лежит важный сом. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.
Проверка выполненного задания.
IX. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
1) Текстовое упражнение. (4 мин)
Из данных предложений надо составить текст, ориентируясь на количество имён прилагательных. В первом предложения не должно быть имён прилагательных ж.р., во втором – одно, в третьем предложении – 2, в четвёртом - четыре. Озаглавить текст.
Белая куропатка сменила пёструю летнюю одежду на зимнюю. 4
Пришла зима. 1
Под тёплой моховой кочкой уснула гадюка. 3
Заснул в глубокой норе барсук. 2
- О чём этот текст?
- Озаглавьте.
(Зимой в лесу)
Задание 1. Определить падеж имён прилагательных. Выделить окончание.
2) Упр. 67, с. 32
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин)
1 уровень. Написать мини-сочинение о русской зиме с использованием имён прилагательных женского рода.
XI. ИТОГ УРОКА (2 мин)
- Назовите цель урока?
- Как правильно написать окончание прилагательного женского рода единственного числа.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
Самостоятельная работа на карточках.
Самостоятельная работа на карточках по выбору уровня сложности.
Карточки
I вариант – Вставьте имена прилагательные, отметьте окончание и падеж. На ... небе светило ... солнце. Его ... лучи играли на ... снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали ... порошком. Мы были очарованы красотой ... природы в ... день. |
II вариант – Вставьте окончания имён прилагательных, отметьте падеж. На голуб.. небе светило ярк.. солнце. Его блестящ.. лучи играли на бел.. искрист.. снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали сверкающ.. порошком. Мы были очарованы красотой зимн.. природы в этот морозн.. январск.. день. |