Итак, первый урок английского языка… Дети смотрят на учителя с неподдельным интересом. Учитель начал урок с приветствия и представился, но это прозвучало по-новому, не так как на всех остальных уроках. Ведь этот педагог говорит на совершенно другом языке… на английском. Мир иностранного языка так удивителен и многообразен. Именно уроки иностранного языка проходят в необычном формате. Конечно, учитель выстраивает урок грамотно, учитывает все требования ФГОС, использует всевозможные варианты новых образовательных технологий. И так бы все было хорошо, но в какой-то момент ученик понимает, что и на этом уроке нужно учить буквы, слова, фразы. Нужно писать, читать, отвечать на вопросы, составлять диалоги и монологи и т.д. И вдруг, огонек в глазах начинает гаснуть и уже не так кажется все и интересным. Почему? Где же произошел сбой?
Современное общество, в значительной степени определяет необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Повышение интереса к своему предмету — важнейшая проблема, волнующая современного учителя. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Современные дети не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться. Учителя ищут различные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и организации обратной связи. Как сделать уроки английского языка интересными, радостными и полезными в достижении цели обучения языку, которая состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника к дальнейшей взрослой жизни.
Предметно-развивающая среда – это необходимый инструмент в организации педагогического процесса. Это важная часть образования. Ее необходимо организовать так, чтобы она помогала в работе с детьми, а не отвлекала от работы, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс, а не нарушала его.
В своей профессиональной деятельности мне пришлось столкнуться с тем, что некоторые ученики считают изучение английского языка ненужным предметом, что они изучают его лишь потому, что он стоит в программе. На мой взгляд, причины возникновения такой ситуации в том, что:
- На начальном этапе обучения не сложилось правильное восприятие изучения английского языка; возможно учитель формально подошел к подготовке урока, либо столкнувшись с первыми трудностями, ученик не получил правильную помощь, как со стороны учителя, так и со стороны родителей;
- В дальнейшем могут влиять психологические факторы, такие как боязнь и неуверенность;
- Многие учащиеся, скромные и стеснительные по характеру, не могут проявить себя в качестве активного участника образовательного процесса.
Учитель может помочь ученикам поверить в себя, почувствовать высокую мотивацию к изучению иностранного языка. Необходимо предоставить ребенку условия для развития. Поэтому формирование положительной мотивации к изучению английского языка у школьников возможно через создание эффективной предметно-развивающей среды. При обучении иностранным языкам имеет огромное влияние наличие современных игр и игрушек, они способствуют организации творческих, подвижных, обучающих игр. Чтобы изучение английского языка превратилось в удовольствие, необходимо уделять особое внимание и качеству наглядных пособий, картин, слайдов, т.е. всему методическому инструментарию. Оформление кабинета также способствует формированию интереса к изучению английского языка, ведь кабинет иностранного языка как часть другой страны с новыми ощущениями неизведанного мира со своими обычаями и традициями. Перешагнув порог, ребенок погружается в англоговорящую среду. Все это должно вызывать положительную мотивацию к иностранному языку и способствовать развитию детей, обеспечению состояния комфорта.
В своей практике я стараюсь сделать кабинет более «английским» путем оформления стендов не только с картами англоговорящих стран и грамматическими таблицами, а обязательно использую сменную информацию по последним политическим, спортивным, культурным новостям. Макеты достопримечательностей, которые можно потрогать и рассмотреть внимательно, также способствуют повышению интереса, а видеоролики фокусируют внимание на новом материале: анонс нового фильма, книги, музыкального клипа и т.д. просто погружают детей в мир страны изучаемого языка.
Учитель может создавать предметно-развивающую среду как самостоятельно, так и в сотрудничестве с детьми, что немаловажно, когда ребенок вкладывает определенные чувства в формирование среды, ему хочется снова прийти сюда, чтобы еще увидеть результаты своей деятельности и с уверенностью вести диалог с одноклассниками по изучаемой теме.
Технология сотрудничества, когда ребята взаимодействуют в паре или группе, позволяет развить личностные качества.
Тема «Экология» 3 класс. Каждая группа, ознакомившись с символами национальных парков Австралии и Канады, выбирает себе животное и готовит презентацию этого животного. Идет распределение ролей в группе: один – раскрашивает рисунок, второй ищет информацию в тексте, третий – выписывает ее, четвертый собирает пазл с изображением этого символа. Представляя животное, каждый работает и результат - это сотрудничество, уверенность, получение интересной информации, развитие умения чтения, поиска необходимой информации в тексте, представление ее на английском языке. Также книга редких животных, которую можно потом взять, посмотреть, почитать не только своему классу, но и другим ученикам.
Проектные и информационно-коммуникационные технологии, позволяют формировать познавательные способности.
Тема «Словообразование. Прилагательные». 6 класс. Необходимо подготовить презентацию по предложенным картинам русских художников, в которой есть краткая биография художника, его известные картины и самое главное - это описание картины с помощью как можно большего количества прилагательных. Как результат – познавательный интерес к творчеству художников, умение представить проект или презентацию, уверенность, выражение своего мнения на работу художника через монологическую речь и усвоение грамматического материала. Также создание банка презентаций.
Особенно важны на уроке английского языка игровые технологии.
Тема «Продукты» 3 класс. Совершенствование речевой деятельности осуществляется через игровую ситуацию «В магазине». Стол – прилавок, продавец в фартуке и нарукавниках. На столе овощи и фрукты. Покупатель с корзинкой и кошельком. Результат – мотивация как желание поучаствовать в разыгрывании диалога, совершенствование диалогической речи, тренировка лексических единиц по теме, уверенность в себе. Также возможность проигрывать ситуации с предметами гораздо интереснее, чем просто говорить.
Внеурочная деятельность
Кружки английского языка, театр на иностранном языке, где можно подготовиться к рождественским выступлениям, неделе иностранного языка или конкурсу. Это и сценки, песни, стихи, парад костюмов и т.д. Результат – повышение уровня мотивации, успешность, психологический комфорт.
Конечно, все это помогает и в усвоении иностранного языка. Для этого создается интересный развивающий материал: картинки, пазлы, карточки, географические карты и флаги англоязычных стран и многое другое.
Итак, повышение мотивации идет через вовлечение учащихся в иноязычную среду как путем самостоятельной работы на уроке, так и сотрудничества, использование познавательных игр, страноведческий материал и, конечно, доброжелательное отношение к учащимся. Если ученика побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету и учитель обеспечивает среду для успешного обучения языку. Хотелось бы пожелать, не бояться творить, ведь учитель, создает условия для развития личности, способной к продуктивной, творческой деятельности.