Ход урока
1. Оргмомент (1-2 мин)
- Здравствуйте, ребята! Я желаю Вам хорошего настроения и увлекательного путешествия в мир истории! На уроке нам понадобиться …….
Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомнили изученный материал. Итак, повторение по теме «Феодальная раздробленность Древнерусского государства».
2. Повторение изученного материала (5-7 мин)
Фронтальный опрос:
1) Что такое раздробленность?
2) Назовите дату начала раздробленности?
3) Назовите основные причины феодальной раздробленности на Руси?
4) Какой памятник древнерусской литературы отражает период раздробленности Руси?
5) На сколько, примерно, княжеств распалось Древнерусское государство?
6) Назовите самые крупные из них?
7) Что такое удел?
8) Перечислите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности?
9) Чем опасно политическое и военное ослабление государства?
Хорошо. Молодцы. Вы все справились с Д.З.
Итак, вперед, за новыми знаниями! Желаю вам успеха!
3. Изучение нового материала (20-25 мин)
Но чтобы узнать название новой темы вы должны отгадать ребусы.
1 - РЕБУС (монголы), 2 - РЕБУС (империя)
Получается империя какая? (Монгольская) Правильно.
Тема урока: «Монгольская империя и изменение политической карты мира» Итак, запишем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь. – Монгольская империя и изменение политической карты мира.
- Ребята, а какие племена кочевников вы знаете? (…………). Хорошо.
К таким кочевым племенам относятся монголы, татары и др., которые проживали в степях к северу от Китая. Это был народ скотоводов-кочевников, охотников и рыбаков. В результате завоевательных походов, монгольским племенам удалось подчинить себе соседние народы и создать великую монгольскую империю.
Во главе возникшего Монгольского государства стояла степная знать (нойоны). Нойон - господин, князь. (записать в тетрадь).
В 1206 г. по решению съезда монгольской знати (курултая) всемонгольским правителем – великим ханом – стал видный представитель аристократии Темучин, принявший позже имя Чингисхан (Небесный хан). (повесить на доску портрет Чингисхана) Его избрание означало начало создания Монгольской империи. (1206 г).
Итак, запишем в тетрадь:
Курултай - съезд монгольских князей. (Записать в тетрадь)
1206 г.- образование Монгольской Империи. (Записать в тетрадь)
Его соплеменники говорили о нем так: «Тяжелыми шагами и неуклюжей походкой он похож на медведя, хитростью - на лисицу, злобой - на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда».
Личная охрана Чингисхана и войско были поделены на 10, 100, 1000 и т.д. Во главе каждой единицы стоял свой начальник. Переход был не возможен под страхом смертной казни. Все мужское население находилось в войске.
- Монгольская империя под руководством Чингисхана, в ходе завоевательных войн, все дальше и дальше расширяла свои границы. (карта в презентации и в учебнике стр. 8)
Давайте, проследим за походами Чингисхана. Откройте, пожалуйста учебник на стр. 5 и поработаем с текстом пункта 2. (Учитель в ходе беседы задает вопросы учащимся, ребята находят ответы в тексте).
- Я задаю вопрос, а вы находите ответ в пункте 2. Все готовы?
1) Что задумал Чингисхан? (покорить весь мир)
2) С чем были связаны его захватнические планы? (с потребностью в новых пастбищах для сотен лошадей, армия не могла существовать без войн и захвата добычи) Армия была конная.
3) Какова была численность войска Чингисхана? (95 тыс +10 тыс. личной охраны)
4) В каком году монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь? (в 1211 г.)
5) Какое испытанное оружие применяли монголы? (лук)
6) Что являлось одной из особенностей монгольской тактики на поле боя? (маневрирование конницы по условным знакам с помощью флага военного начальника).
7) Какую китайскую военную технику быстро освоили монголы? (камнеметные и огнеметные машины, тараны, передвижные осадные башни)
8) Какие земли и государства захватили монголы в результате походов? (государство Хорезмшахов, власть которой распространялась на Среднюю Азию и Персию, а так же северный Китай)
- Ребята, обратимся опять к карте на слайде, она у вас в учебнике на стр. 8 - внимательно посмотрите и скажите, от какого моря и до какого океана располагалась территория земель, захваченных монголами?
4. Физминутка (1-2 мин)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Вы, конечно же, устали?
А теперь, ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!
Как вы, думаете, остановились ли монголы на этом? Конечно, нет. Один из крупных отрядов монголов, пройдя через Кавказ, вторгся в половецкие степи. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, а те в свою очередь, опасаюсь соединению половцев с монголами, решили откликнуться на просьбу, т.е. решили помочь половцам. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки разгорелось кровопролитное сражение. Запишем дату в тетрадь.
31 мая 1223 года - битва на реке Калке
- Как разворачивались события?
- Кто возглавил русское войско?
- Чем закончилось сражение?
- В чем причины поражения?
На эти вопросы нам поможет ответить фрагмент фильма, который мы сейчас с вами посмотрим. (просмотр фильма). После фильма отвечаем на вопросы:
Как разворачивались события?
Кто возглавил русское войско?
Чем закончилось сражение?
В чем причины поражения? (картина)
- Хорошо. Одержав победу на Калке, монголы вторглись в Крым, затем разорили несколько городов Черниговского княжества, но вглубь Руси не пошли, а повернули в Волжскую Булгарию. (Показать все на карте). Монголы хотели дойти до «последнего моря», т.е. покорить всю Европу.
После смерти Чингисхана, его сыновья и внуки продолжили завоевания.
- Ребята, всегда какое-то событие несет после себя что-то плохое и хорошее.
Вас, как юных историков, попросили определить положительные и отрицательные последствия для народов Евразии после монгольских завоеваний.
1 вариант выявляет положительные последствия
2 вариант выявляет отрицательные последствия
Образование многонациональной империи вызвало необходимость изучения разных языков, подготовки переводчиков, издания словарей и справочников. Огромное значение имело создание регулярной почтовой службы с использованием лошадей. В период существования Монгольской империи расширились связи между разными народами. В повседневной жизни европейцев сказалось влияние монгольских государств и их народов. Благодаря монголам жители Европы познакомились со многими изобретениями и достижениями китайцев(изобретение компаса, пороха, книгопечатания). Ввоз шёлка способствовал зарождению его производства в Италии. В отношении различных религий монголы проявляли веротерпимость, позволяя своим подданным право верить в своих богов.
Вместе с тем монгольское господство имело и отрицательные последствия. Завоевания сопровождалось колоссальными людскими потерями и хозяйственным разорением. Сотни тысяч человек были обращены в рабов. Огромные регионы обезлюдили, исчезли города. Тяжелейшая дань, которой было обложено население, постоянный угон людей, прежде всего ремесленников, в рабство тормозили развитие экономики всех завоёванных стран и народов. Так же расширение контактов между людьми способствовало тому, что многие страны и народы Евразии часто становились жертвами массовых заразных болезней, наиболее опасной из них чума.
5. Рефлексия
Хорошо, ребята. Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Нойон - господин, князь.
- Курултай - съезд монгольских князей.
- 1206 г.- образование Монгольской Империи
- 1223 г. - битва на реке Калке
В конце урока выдается Д/З, выставляются оценки.