Урок по математике по теме "Задача". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; выделять задачи из предложенных текстов; записывать решение и ответ задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать в паре и оценивать товарища.

План урока

Мотивация

Слайд 2. Посмотрите, это немецкий математик Фридрих Гаусс. Он был очень умным человеком. Прочитайте его мысль о математике.

В науке, действительно, математика очень нужна. А в жизни математика нам может пригодиться? Приведите примеры (в магазине, в строительстве, в приготовлении блюд по рецептам). Получается, что математика окружает нас повсюду, и ее обязательно надо изучать. Тогда вперед!

Актуализация знаний

Слайд 3. Посмотрите на задание (рабочая тетрадь по математике стр. 45). Найдите к каждой картинке подходящее выражение и расскажите историю (например, было 8 клубничек, 2 съели). Какие замечательные математические истории вы сочинили.

Постановка проблемы

Слайд 4. Прочитайте мои истории. Скажите, какую из них можно отнести к уроку математики, а какую – к окружающему миру? Почему?

Верно, только первую историю можно назвать математической. А мы похожие истории уже встречали в учебнике. Как они называются? (Задачами).

Определение темы и постановка цели урока

Слайд 5. Чему же будет посвящен сегодня урок? (Задаче).

Чему должны научиться? (Отличать задачу от истории, узнать, из каких частей состоит задача).

Слайд 6. А помогут нам в этом чудесные сказочные герои. Как их зовут? (Незнайка и Знайка). Про этих веселых коротышек написал Н.Носов в сказке «Приключения Незнайки и его друзей».

Открытие новых знаний

Слайды 7-8. А вот и наша задача про овощи. Как узнать, сколько всего овощей?

Знайка разбил задачу на части. Определите, как какая часть называется.

Слайд 9. Ребята, каждая задача обязательно состоит из двух этих частей. Что находится в условии? (То, что нам известно). А что содержится в вопросе? (То, что нам неизвестно и нужно узнать).

Проверка понимания нового материала

Слайды 10-13. Знайка хочет вас проверить. Являются ли эти математические истории задачами? Чего в задаче не хватает?

Слайд 14. Незнайка считает, что все понял. Он даже составил задачи. Все ли в порядке? (Нет, в задаче спрашивается то, что уже известно)

Слайд 15. Кто-нибудь ел столько соли на обед? (Нет). Хорошая задача? (Нет). Уж извини, Незнайка, но мы будем решать задачи такие, которые помогут нам в жизни.

Работа в парах

А сейчас будем работать в парах. Прочитайте задачу №1 на листочке. (Приложение 1). Определите, где условие, а где вопрос задачи. Пара, которая готова, поднимает держащиеся руки вверх. Один из вас прочитает условие, а другой – вопрос задачи.

Теперь найдите условие и вопрос в задаче №2.

В задании №3 есть только одна задача. Найдите ее, запишите решение на листочке и поднимите вверх, чтобы я увидела и кивнула, если решено верно. (5-2=3)

Физминутка

Введение схемы

Слайд 16. В решении задач нам всегда помогали схемы. Мы сейчас решали задачу про книги. А какая из трех схем подойдет для решения этой задачи? (3).

Незнайка озадачен. Это сейчас мы работаем с числами до 10, а когда книг в задаче будет 20, 50, 100? Как рисовать схемы? Это же неудобно.

Слайд 17. Знайка все уже придумал. Вместо кружочков можно чертить отрезок, делить его на части и подписывать их. Вот как удобно!

Применение схемы

Слайд 18. (Рабочая тетрадь с. 45 №2) Как называются эти геометрические фигуры? (Куб и цилиндр). Определите, на какие части можно разбить фигуры. Допишем равенства и подберем подходящие схемы. (На кубы и цилиндры, на красные и зеленые).

Закрепление нового материала

Слайд 19. (Рабочая тетрадь с. 46 №4) А сейчас мы будем решать настоящие задачи. Прочитайте первую про белочку. Где здесь условие? Где вопрос? Посмотрите какая удобная новая схема помогает решить эту задачу. Как узнать, сколько орехов стало у белки? (Запись решения и ответа, затем также проводится работа со второй задачей).

Самостоятельное применение знаний

Устно вы замечательно отвечали, в паре тоже справились с заданиями. А сможете ли самостоятельно? На листочке задание – соотнесите части задачи с их названиями. (Приложение 2).

Взаимопроверка

Поменяйтесь листочками и возьмите зеленую ручку. Ставим плюс, если соотнесено верно. (Учитель зачитывает ответы).

Подведение итогов

Слайд 20. Какие вы молодцы. Давайте вспомним, какие цели мы ставили на этот урок. Научились ли мы отличать задачу от других текстов? (Да). Узнали, и з каких частей состоит задача? (Да). Посмотрел на вас Незнайка и решил тоже начать учиться.

Рефлексия

Слайд 21. Выберите начало предложения и закончите его. Как прошел для вас урок?

Вы чудесно работали. На этом урок подходит к концу.

Список литературы

  1. Математика: 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х ч. Ч. 2 / Л.Г.Петерсон. – Изд. 2-е, перераб./ – М.: Издательство «Ювента», 2016. – 64 с. : ил.
  2. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).