Цель: совместно с учениками и родителями построить пирамиду познания, определить пробелы в своей системе образования.
Задачи:
- Анализ проблемы возможно затянувшейся адаптации, мешающей быть успешным в учебе.
- Какой он – путь к Олимпу знаний?
- Определение своего пути развития интеллекта.
Ход мероприятия
I блок. Знания
Чем отличается начальная школа от старшей?
В начальной школе обучающиеся всегда находятся в поле зрения одного учителя, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В 5 классе обучающиеся должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, одни теряются, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Третьи, напротив, чувствуют себя вольготно, свобода их пьянит, они начинают бегать по школе, изучать все ее потайные уголки. Учителя средней школы жалуются на то, что пятиклассники не умеют себя вести.
Вы, конечно, узнали себя, ребята?
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Психологи говорят: нужно всего лишь немного подождать.
Одна из задач круглого стола проанализировать и решить проблему затянувшейся адаптации, определить шаги для движения вверх по лестнице знаний.
Уважаемые родители наши дети учатся по новым стандартам, что это такое, хорошо это или плохо. Предыдущим поколениям , нашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам повезло, наверное больше, т.к. жизнь была более стабильная. учителя закладывали прочно знания, каждый знал, что имея их можно поступить в ВУЗ, иметь стабильную зарплату, ежегодный отдых.
Сегодня все изменилось, изменилось образование, появились новые стандарты. Знаний, которые дает учитель в рамках стандартной программы может быть недостаточно – на сегодня достаточно высокая конкуренция при поступлении в престижные ВУЗы, высокий конкурс на интересные и рабочие места с достойной зарплатой. Сегодня намного тяжелее учиться. Учеба сегодня – это добывание дополнительного материала самостоятельно, написание проектов, творческих работ, научно-исследовательских работ и т. д. При этом есть стандартные требования, а это дополнительный компонент к урокам. Таким образом, кто-то будет брать фундамент и осваивать рабочую специальность, кто-то станет врачом, кто-то доктором наук.
Слайд 2. Учеба по новым стандартам строится примерно так: рыбу приходится вам ловить самим, учитель дает лишь удочку.
Слайд 5 Итак, перейдем к слагаемым успешного образования. На сегодня это ВАШ самый главный труд. Если серьезно не подойти к процессу познания сегодня - в дальнейшем могут возникнуть проблемы не только с самим собой, с учителями, пробелы в знаниях, просто на вас может наступить ее величество «ЛЕНЬ».
Цель встречи построить и проанализировать пирамиду познания для определения пробелов в своей системе образования.
Обучающиеся вместе с учителем определяют компоненты пирамиды. (ответы на вопросы):
Вопрос 1. Без чего нет образования, его самый главный компонент:
Уроки в школе – они обязательны. Задача современного учителя познакомить с материалом, задать нужное направление, дать инструменты (удочку).
Вопрос 2. Приведите пример предмета в школе, что такое материал, направление и инструменты?
Вопрос 3. Чем мы занимаемся дома, как называются эти занятия?
Домашнее задание – это второй компонент нашей пирамиды, да, дома мы решаем задачи, учим правила, применяем на практике свои знания, полученные в школе.
Невозможно знать все, да и нет необходимости. Каждый из вас может интересоваться 1, 2 или 3 предметами, по которым добывать дополнительные знания, изучать углубленно.
Вопрос 4. И этот процесс называется? – самостоятельные занятия.
Факультативы, кружки – здесь вы будете взаимодействовать с учителем, погружаясь не только в страницы учебника, но и в энциклопедии, решать задачи повышенной трудности.
Участие в олимпиадах – сегодня вы делаете первые шаги в этом направлении. Натолкнулись на непонятные высказывания, узнали новые термины, авторов, о которых не знали, какие-то события, о которых не читали. Это верхний этап познания. Можешь узнать то, что не знаешь сегодня.
Дорогой наш пятиклассник, ты идешь вверх по лестнице познания не один, посмотри с тобой всегда рядом проводник: на 1 ступени – учитель, на 2 и 3 – родитель, на 4 – учитель, а на самой сложной вся связка: учитель – родитель – ученик.
А если мы с вами обратим внимание на столбец слева, то поймем, что я образован буду тогда, когда буду на вершине пирамиды.
II блок. Практика
В практической части каждому ребенку необходимо определить его отношение к каждому из компонентов, оценить свои проблемы и пробелы. Родители проводят оценку своего отношения к процессу обучения в школе своего ребенка. У каждого из них отличительный знак.
На доске тоже построена пирамида познания.
Учитель предлагает оценить эффективность взаимодействия между участниками процесса в каждом из ступеней к вершине познания. Оценку дает и родитель и обучающийся. Мнения родителей и детей могут не совпасть даже в семье. При правильных ответах картина будет объективной. Сегодня важно найти проблемные зоны, каждому дать оценку своего образовательного маршрута, с другой стороны будут видны новые стимулы, новые горизонты своего развития. Родители и дети определяют и отмечают с помощью стикера ту ступень, на которой они находятся на данный отрезок времени.
При подведении итогов этого этапа наглядно можно определить все проблемные зоны, что не хватает для хорошей учебы, на что обратить внимание.
Вопросы к обучающимся:
- Можно ли учиться лучше?
- Что для этого необходимо?
- Что ты сделаешь, чтобы учиться лучше?
Вопросы к родителям:
- Помогаете ли вы своим детям в учебе, как?
- Как контролируете чтение книг, выполнение домашнего задания, посещение факультативов?
- Устают ли ваши дети?
III блок. Залог успешной учебы
Слайды №6–9. Залогом успешной учебы являются правила по каждому из компонентов пирамиды познания. У всех на партах карточки с правилами. Читаем вместе, обращаем внимание на выделенные (ключевые) слова.
IV блок. Дорожная карта
Слайд № 10.
Ну, а теперь совсем по-взрослому. В начальной школе вы писали расписание уроков, составляли режим дня. Сегодня вы пятиклассники. Предлагаю вам к следующему классному часу составить свою мини-программу. Это первый шаг на пути к самостоятельным действиям и решениям. Личная программа пригодится вам для систематизации вашего рабочего дня, для удаления ненужных дел, для четкой направленности к заданной цели. Современное название программы или направления своих действий – дорожная карта.
Знакомство с дорожной картой
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
Слайд 11. То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!