Цель: Обеспечение условий успешного взаимодействия специалистов психолого-педагогической службы и педагогов дошкольного отделения с целью создания единой образовательной и воспитательной среды для обучающихся подготовительных к школе групп, способствующей коррекции и развитию познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных компетенций детей с ОВЗ, формированию у них предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о пространстве;
- закрепить умение различать левую и правую сторону, ориентируясь на себе и в окружающем пространстве;
Развивающие:
- развивать связную речь детей, способствовать развитию координации речи с движением;
- формировать слуховое и зрительное внимание, память, пространственные представления, образно-схематическое мышление, воображение, умение действовать по инструкции;
- развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
- способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности;
Воспитательные:
- воспитывать познавательные интересы; умение слушать педагога и товарищей;
- умение сотрудничать с другими детьми;
- формировать интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, планетах, чтение стихов и рассказов о космосе;
- уточнение правой и левой стороны, проведение упражнений и игр на развитие пространственных представлений.
Материалы и оборудование:
Презентация «Космос»;
«ободки для роботов», резинки красного цвета, картон А4 темно-синего/фиолетового цвета, круги из картона желтого, синего, красного цвета большие и маленькие («Блоки Дьенеша»), вырезанные из картона звёзды разного цвета, распечатанное задание «Вперед к звездам!» для каждого ребенка;
игра «Grundkasten Nikitin-Material» (по одному набору для двух детей); музыкальные композиции: Алексей Рыбников «Свет звезд», песня «Я возьму этот большой мир», музыкальные композиции на тему «Роботы».
Ход занятия
1. Вступительная беседа
Воспитатель: Сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент (звучит космическая музыка). Наверно, вы уже догадались, о чем мы с вами будем говорить.
- Правильно, о космосе. А что вы о нем знаете? (Слайд презентации: картина космического неба)
Диалог с ребенком в стихотворной форме.
Ребенок: Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Воспитатель: - Звёзды там светят далёким огнём!
Ребенок: - Только ли звёзды на небе сияют?
Воспитатель: - Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
Ребенок: - Как так блуждают? Дороги не знают?
Воспитатель:
- Нет! Это, кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!» [3].
- Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Встаем в круг.
- Ну что, полетели?
2. Речь с движением «Полетели!» (проводит педагог-психолог)
«Раз, два, три,
(поочередно разгибают большой, указательный и средний палец на обеих руках)
Кнопку жми!
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракете,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Сказочной красы,
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Редкой красоты.
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
И ты, и он, и я,
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
Прекрасная планета
(рисуют круг перед собой)
Называется Земля.
(разводят руки перед собой)» [5].
3. Упражнение: «Робот» [1]
Педагог-психолог: «Ребята, мы прилетели на планету очень похожую на землю. Только там вместо людей жили роботы. Один из роботов был командир, и все остальные роботы точно и правильно выполняли его команды. Сейчас мы поиграем: вы будете роботами, а я вашим командиром».
1) Дети изображают робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага назад», «два шага влево», «три шага вперед» и т.д.
2) Дети изображают непослушного робота, который выполняет команды взрослого наоборот.
4. Упражнение «Карта звездного неба»
Воспитатель: «Чтобы нам попасть на следующую планету, нам нужно составить карту звездного неба, карту галактики в которую мы полетим. У вас на парте лежат большие и маленькие круги, это планеты, и звезды. Сейчас мы их расположим на нашей карте (листы бумаги синего/фиолетового цвета):
- в центре листа у нас будет находиться большая большой желтый круг (солнце).
- маленькая синяя планета находится на карте в левом верхнем углу;
- большая красная планета находится в правом нижнем углу;
- маленькая желтая планета находится в правом верхнем углу;
- большая синяя планета находится в левом нижнем углу;
- маленькая красная планета находится справа от солнца;
- синяя звезда находится над солнцем;
- серебряная звезда находится под солнцем;
- сиреневая звезда находится слева от солнца.
После того, как все дети разложили планеты на листе бумаги, педагог спрашивает, где на карте находится: большая красная планета, маленькая синяя и т.д.
5. Упражнение «Вперед к звездам!»
Воспитатель: «Помогитекосмическому кораблю долететь в другую галактику. Для этого нужно собрать как можно больше стрелок, указывающих вправо – эти стрелки обозначают заправочные станции, на которых вам нужно пополнить запасы топлива, а сделать это можно, обведя стрелки в кружочек.
К тому же злой волшебник мешает нашему перелету, запуская черные молнии, опасные для космического корабля. Их нужно обезвредить, зачеркнув лазерным лучом (карандашом). Действовать нужно быстро, потому что ровно через минуту портал закроется. Если вы поможете кораблю собрать 10 стрелок с топливом, то успех операции обеспечен. Также постарайся обезвредить, как можно больше молний, опасных для передвижения корабля. Итак, начали!» [2].
6. Физкультминутка (проводит воспитатель)
«Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо-влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так» [3].
7. Игра « Grundkasten Nikitin-Material»
Педагог-психолог: «Ребята, наш корабль, наконец, прилетел напланету в другой галактике. И космонавты должны построить станцию на этой планете. Инженеры разработали макет станции, который изображен на фотографии. Мы разделимся на четыре команды. Каждая команда должна как можно быстрее построить макет станции из конструктора и придумать название своей станции».
8. Речь с движением «Полет»
Педагог-психолог: «Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться на родную планету».
А теперь вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полет.
«Давай с тобой обнимемся
(Встают в круг, обнимая друг друга за плечи)
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочках)
(Двигаясь по кругу, взявшись за руки)
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На родную нам планету
Поскорей попасть хотим» [4].
9. Итог занятия
Педагог-психолог: Вот мы и вернулись с вами обратно. Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Какое из заданий вам показалось самым сложным? А какое задание самым легким? Что вам понравилось больше всего?
Литература
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2016. – (Культура здоровья с детства).
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2017.
- Воробьёва О.М., Заколяпина И.В. Интегрированное занятие по теме «Путешествие в космос» https://urok.1sept.ru/articles/614136/
- Кужина Э.Р. Итоговое занятие «Путешествие в страну знаний». Занятие психолога, подготовительная группа. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/itogovoe-zanyatie-puteshestvie-stra/
- Гончаренко О. Конспект занятия в старшей группе по логоритмике «Пространство. Лево-право. Космос» http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-po-logoritmike-na-temu-prostranstvo-levo-pravo-kosmos.html