Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Россия – Родина моя»

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: окружающий мир, Родина, Россия, старшая группа, Гимн РФ, флаг РФ


Цель: Социализация детей в коллективе и формирование коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Развивать умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, и умению действовать совместно с родителями.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность
  • Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
  • Закреплять и обобщать знания детей о символах России.
  • Закрепить названия зарубежных стран.
  • Закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет, к родному краю и Родине.
  • Создать психоэмоциональный комфорт для детей на занятии.

Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родной деревне, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о Родине, пословиц и поговорок.

Проведения мастер-класса с родителями в изготовлении Российского флага.

Оборудование: Лэпбук «Россия – Родина моя», сказочный герой ЛУНТИК, презентация «Россия – Родина моя», пазлы с изображением флага и герба России, карточки с изображением государственных символов, игра «Флаги и гербы разных стран», фишки с гербами для деления детей и родителей на команды, мяч, берёза, ленточки, хороводная музыка про берёзу, запись гимна России, билеты для поезда, открытки для гостей с символами России.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть вас, наших гостей.

Воспитатель: Давайте поприветствуем и подарим свои улыбки.

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю, всех мы вас приветствуем.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в увлекательное путешествие по уголкам нашей Родины.

Кого вы хотите пригласить с собой в путешествие.

Дети: родителей (родители входят)

Вы хотите отправиться в путешествие.

Дети: Да.

Стук в дверь. (Заходит Лунтик в группу грустный)

Воспитатель: Дети, спросите у Лунтика, что с ним случилось.

Дети: Лунтик, что с тобой случилось?

Лунтик: Здравствуйте, взрослые и дети. Я прилетел с другой планеты. У меня большая проблема, я не знаю ничего о вашей стране. Вы поможете мне?

Дети: Поможем.

Слышен гудок поезда.

Воспитатель: Дети, вы слышите это поезд приглашает нас в путешествие. Нам нужно приобрести билеты.

Родители: Мы уже приобрели билеты для себя и для вас.

(мама даёт билет ребёнку. Дети говорят спасибо)

Воспитатель: в наш поезд садятся только парами, нужно найти свою пару.

Родитель: у меня солнце у кого ромашка. (по признакам)

Воспитатель даёт Лунтику билет.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики и отправляемся в путь.

СТАНЦИЯ №1 «Государственная»

Воспитатель: Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Государственная».

На экране карта нашей страны.

ЛУНТИК: Вы живете в огромной прекрасной стране.

- Как она называется ваша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: ЛУНТИК, ты можешь поиграть с нами и узнаешь, какая наша Россия.

Игра «Какая наша Россия» (с мячом)

Дети: Наша Россия очень большая, любимая, богатая, сильная, красивая, великая, крепкая, дружелюбная, огромная, цветущая, непобедимая, большая.

ЛУНТИК: Дети, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?

Дети: Родина — место, где мы родились, где наш дом, в котором мы живём и наши близкие.

ЛУНТИК: Как называется столица вашей Родины?

Дети: Столица нашей Родины – Москва.

ЛУНТИК: А кто управляет такой большой страной?

Дети: Президент.

ЛУНТИК: Кто является президентом нашей Родины?

Дети: Президент нашей Родины - В.В.Путин. (показ портрета)

Воспитатель.: Лунтик послушай, наши дети расскажут стихи про Родину!

Стихотворение (читают дети).

1.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём?
И берёзки, вдоль которых.
Рядом с мамой мы идём.

2.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим,
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Пора отправляться в путь, мы прибыли на станцию «Знаки и символы».

Лунтик: Что такое символы?

ДЕТИ: У всех стран и у России есть свои символы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вспомнить, какие символы нам помогут загадки.

У него названий много
Триколор, трёхцветный стяг.
С ветром гонит прочь тревоги.
Бело-сине-красный (Флаг)

(Показать на экране - флаг)

Игра с флагами «Собери флаг»

Лунтик: дети, я принёс вам флаги разных стран и не знаю, где Российский флаг.

(Лунтик показывает флаги, а дети называют страну)

(Лунтик показывает и путает детей)

Дети: Флаг России состоит из трёх цветов: белый, синий, красный.

Полосы расположены горизонтально.

Белый цвет на флаге России означает мир.

Синий цвет - это вода и небо.

Красный цвет означает Победу добра над злом.

Воспитатель: давайте, спросим у мам, что они чувствуют, когда видят наш флаг? (высказывание родителей)

Мы вспомнили символ России - это флаг.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

На нём очень гордая птица
С двумя головами орёл
Одной он глядит на Европу,
А Азию - взгляд у другой (герб)

Воспитатель: 

Игра «Собери Герб»

Воспитатель: Я каждой паре раздаю фишки с изображением герба разных стран.

(на столах лежат разрезные картинки, вы должны собрать)

(5 команд - 5 стран)

Воспитатель: Какая команда собрала герб России, рассказывает про герб.

Дети: Это Российский герб.

На гербе мы видим птицу - это орёл.

Он имеет форму щита красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл.

На груди орла, серебряный всадник на коне, который острым копьём убивает дракона.

Дракон - это враг, а всадник - это воин.

Воспитатель: Спрошу у мам, а что они чувствуют, когда видят наш герб?

(что страна наша единая, независимая, добро всегда побеждает зло)

Воспитатель: Дети. Вы отгадали два символа: флаг и герб.

Послушайте третью загадку.

Когда звучит он - все встают
И дружно подпевают.
Россию нашу на века
Все люди прославляют (Гимн)

Лунтик: Что такое гимн?

Дети: Гимн - это торжественная песня.

Лунтик: Когда исполняется песня?

Дети: Государственный гимн исполняется в торжественных случаях: когда встречают важных гостей из других стран, награждают победителей, каждый новый день в нашей стране начинается с гимна.

ДЕТИ: Лунтик, гимн исполняем стоя, дети встают и исполняют гимн Российской Федерации.

Лунтик: Какой красивый гимн у вашей страны.

Воспитатель: Пора отправляться в путь.

Мы с вами прибыли на станцию, которая называется

Станция «Природная»

Родитель: С давних пор ещё одним символом России являлась белоствольная берёза.

Русская берёза - это краса и гордость России.

В старину весной берёзу наряжали и водили вокруг неё хороводы.

Дети: Лунтик, давай тебя научим водить хоровод.

Посреди двора берёзка, ненаглядная стоит.
И зелёными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг неё гуляем, тихо ветви шелестят.
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят
Подойдём к берёзке ближе и тихонько отойдём.
Мы прощаемся с берёзкой и поклон ей низкий шлём.

РОДИТЕЛЬ: На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, ваши пожелания сбудутся (раздают ленточки)

Воспитатель: Дети, а что вы хотите пожелать нашей Родине.

(повязывают и говорят пожелания)

Дети: 

Я Хочу, чтобы Россия была всегда красивой
Я хочу пожелать своей родине счастья,
Была крепкой. Сильной, мирной, великой, огромной,

ВОСПИТАТЕЛЬ: Лунтик, а что ты хочешь пожелать нашей стране?

Лунтик: мы сегодня совершили путешествие, я очень много узнал о вашей стране и расскажу своим друзья.

Воспитатель: Эльвира Сергеевна и Слава нам расскажут стихотворение про Родину

В сердце ты у каждого,
Родина, Россия!
Белые берёзки,
Колос налитой,
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!

Итог занятия

Воспитатель: Дети, наши гости тоже хотят пожелать нашей Родине.

Пожелания и повязать ленточку к берёзе, подойдите к гостям подарите открытку с символами нашей Родины и ленточки.

(Звучит грамзапись «Песня о Родине)

Список используемой литературы

1.Герб и Флаг России. Е.К.Ривина.
2. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
3. Познавательное развитие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
4. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова М., 2007г.
5. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л.Л., – СПб.: детство-Пресс, 2011.
6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
7. Интернет-ресурсы.