Методическая разработка по внеурочной деятельности "Твои поступки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель занятия: формирование у детей эффективной адаптации в обществе.
Задачи: научить ребенка оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения, учить анализировать свои поступки и делать выводы.
Тип урока:занятие – исследование.
Методы: наглядный, практический, словесный, деятельностный, проблемно-поисковый.
Формы: групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с этапами работы, карточки с заданиями для групп, Толковый словарь С.И.Ожегова, текст повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, листочки с таблицами, воздушные шарики.

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Игра «Имя и эпитет»

– Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что-то новое.  Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.
– Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Результат: дети заинтересовались учебной деятельностью.

 

 

 

Подбирают различные эпитеты.

2. Формулирование темы, создание проблемной ситуации.

Цель: организовать постановку учебной проблемы.

 
– Как вы думаете, почему подобрали разные эпитеты? - Потому что все люди разные.

– У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром?
Сегодня у нас будет такая возможность. Тема нашего занятия «Твои поступки». (Слайд 1)
- Есть замечательная пословица «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу»? (Слайд 2) Какой смысл заключается в ней?

- Смысл пословицы заключается в том, что наши привычки влияют на наши поступки, из поступков складывается характер, а характер влияет на судьбу человека.
- Если у человека хорошие привычки, то он совершает хорошие поступки и наоборот.

- А какие поступки должен стремиться совершать человек? - Хорошие.
- А вы совершаете только хорошие поступки? - Нет.
- Сформулируйте проблему, которую будем решать на занятии. - Выяснить, какие черты характера надо приобрести, а от каких избавиться, чтобы совершать хорошие поступки.
- Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности мы будем работать. (Слайд 3)
1 этап. Уточним в толковом словаре значение слов: поступок, привычка, характер.
2 этап. Определим полезные и вредные привычки.
3 этап. Выделим те черты характера, которые помогают нам и те, которые мешают.
Результат: ученики формулируют учебную проблему совместно с учителем, проговаривают последовательность действий на занятии.

Обсуждение в группах, выступление, корректировка.

3. Выход из проблемной ситуации. Исследование.

Цель: организовать реализацию исследования в соответствии с планом.
Учащиеся разделены на 3 группы.
1 этап работы. Работа по словарю.
Цель: уточнить значения слов.
1 группа – уточняет по словарю значение слова «поступок».
2 группа – значение слова «привычка».
3 группа – значение слова «характер».
- Что вы скажете о связи этих слов?
Результат: дети знают точное определение данных слов, их взаимосвязь.

По словарю Ожегова выясняют значения данных слов.
Поступок – совершённое кем-нибудь действие.
Привычка – поведение, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным.
Характер – совокупность свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Представитель от группы зачитывает.
2 этап работы.
Цель: определить, какие привычки являются полезными, а какие опасными и вредными.
– В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое. Изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса.  И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.
– Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек. Обсудите в группах, запишите на листах. По окончанию работы лист прикрепите на доску.
- Давайте сравним ваши записи, какие привычки вы отнесли к полезным, какие к вредным и опасным.
Обсуждение в группах, запись привычек. Выступления представителей от группы, корректировка. На доске появляются записи:
Полезные привычки: зарядка, правильное питание, уважение к окружающим.
Вредные: неправильное питание, лень, проявление грубости.
Опасные: алкоголь, курение, наркомания.
– Как же можно «вырастить» привычку? Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Слайд 4)
На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
– Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
– Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.

Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…
 
– Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе. - По утрам приводить в порядок планету.
– Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? - Если их  не выпалывать, случится беда с планетой.
– Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
– Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?
– Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
Результат: дети выявляют полезные и вредные привычки у себя.
Физминутка. Цель: снять статическое напряжение.
Результат:
готовность детей к дальнейшей работе.
- Да. Потому что над вредными привычками тоже нужно работать каждый день.
Ответы детей.
Решение жизненных ситуаций.
Цель: организовать применение учебного содержания в повседневных жизненных ситуациях.
- Один писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я»: характер, привычки, поступки.
- Каждая группа получает ситуацию. Обсудите её и ответьте на вопросы.
Представители от группы читают ситуации, отвечают на вопросы.
Ситуация 1
Мама каждый день говорит Наташе:
- Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
- Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа.
- Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, - говорит мать.
Что вы посоветуете Наташе и маме?
Советы детей.
Ситуация 2
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
- Мама, купи мне Деда Мороза.
- Не могу, сынок, осталось мало денег.
- Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.
Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?
Предположения детей.
Ситуация 3
Максиму подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
- Совсем невоспитан, - подумал Максим, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.
Почему собака выросла злой?
Результат: учащиеся осознанно применили свой личный опыт.
Ответы ребят.
Игра «Волшебная палочка»
Цель: учить детей видеть положительные качества в других.
- А сейчас мы поучимся выявлять положительные качества в других людях. Для этого поиграем в игру «Волшебная палочка». Вы передаёте друг другу волшебную палочку и называете качества  литературного героя (Буратино, Чипполино, слайд 5), достойные уважения.
Результат: у ребят складывается позитивное отношение к окружающим.

 

- Весёлый, находчивый, всегда придёт на помощь друзьям ……

4. Итог.
3 этап работы.
Цель: формировать умение видеть достоинства и недостатки в себе.
- Многие качества проявляются в ваших поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, а другие – плохими. Вам необходимо ответить на вопрос: «Какие черты своего характера
тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?» Для этого каждый самостоятельно запишет в таблицу те черты характера, которые хочет приобрести, и от которых хочет избавиться. Эти таблицы мы поместим в ваши портфолио и будем следить за изменениями в характере, каждый  за своим личностным ростом в течение года. 

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочу избавиться: лень, жадность, хвастливость…
Хочу приобрести: старание, аккуратность, терпение, внимательность….

- Какой вывод можете сделать, исходя из записей в своих таблицах?
Результат: осознание детьми  значимости личностного роста.

5. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.
– На слайде (Слайд 6) написано начало фраз, с которых вы должны начать свой ответ.
Нам понравилось…
Нам интересно…
Нам не удалось…

- Мы ясно представляем, от каких черт характера нам надо избавиться, а какие приобрести, чтобы совершать хорошие поступки. Ведь хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

Результат: оценка процесса и результатов деятельности.

- У меня в руках 2 воздушных шарика чёрного и белого цвета. Как вы думаете, что символизирует чёрный цвет, а что белый?
- Давайте отпустим чёрный шарик. Он улетит и никогда не вернётся. Но мы не будем жалеть о нём, потому что вместе с ним улетят вредные привычки плохие поступки, а в нашем классе останется  шарик белого цвета, который символизирует только хорошее!
- Спасибо за занятие!

- Чёрный цвет – вредные привычки, плохие поступки.
Белый – полезные привычки, хорошие поступки.