Цель занятия: формирование у детей эффективной адаптации в обществе. |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Подбирают различные эпитеты. |
||||||||||||
2. Формулирование темы, создание проблемной ситуации. Цель: организовать постановку учебной проблемы. |
|||||||||||||
– Как вы думаете, почему подобрали разные эпитеты? | - Потому что все люди разные. | ||||||||||||
– У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? |
- Смысл пословицы заключается в том, что наши привычки влияют на наши поступки, из поступков складывается характер, а характер влияет на судьбу человека. |
||||||||||||
- А какие поступки должен стремиться совершать человек? | - Хорошие. | ||||||||||||
- А вы совершаете только хорошие поступки? | - Нет. | ||||||||||||
- Сформулируйте проблему, которую будем решать на занятии. | - Выяснить, какие черты характера надо приобрести, а от каких избавиться, чтобы совершать хорошие поступки. | ||||||||||||
- Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности мы будем работать. (Слайд 3) 1 этап. Уточним в толковом словаре значение слов: поступок, привычка, характер. 2 этап. Определим полезные и вредные привычки. 3 этап. Выделим те черты характера, которые помогают нам и те, которые мешают. Результат: ученики формулируют учебную проблему совместно с учителем, проговаривают последовательность действий на занятии. |
Обсуждение в группах, выступление, корректировка. |
||||||||||||
3. Выход из проблемной ситуации. Исследование. Цель: организовать реализацию исследования в соответствии с планом. |
По словарю Ожегова выясняют значения данных слов. Поступок – совершённое кем-нибудь действие. Привычка – поведение, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным. Характер – совокупность свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Представитель от группы зачитывает. |
||||||||||||
2 этап работы. Цель: определить, какие привычки являются полезными, а какие опасными и вредными. – В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое. Изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой. – Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек. Обсудите в группах, запишите на листах. По окончанию работы лист прикрепите на доску. - Давайте сравним ваши записи, какие привычки вы отнесли к полезным, какие к вредным и опасным. |
Обсуждение в группах, запись привычек. Выступления представителей от группы, корректировка. На доске появляются записи: Полезные привычки: зарядка, правильное питание, уважение к окружающим. Вредные: неправильное питание, лень, проявление грубости. Опасные: алкоголь, курение, наркомания. |
||||||||||||
– Как же можно «вырастить» привычку? Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Слайд 4) На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки. – Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная. Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли. – Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… |
|||||||||||||
– Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе. | - По утрам приводить в порядок планету. | ||||||||||||
– Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? | - Если их не выпалывать, случится беда с планетой. | ||||||||||||
– Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему? – Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам? – Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться. Результат: дети выявляют полезные и вредные привычки у себя. Физминутка. Цель: снять статическое напряжение. Результат: готовность детей к дальнейшей работе. |
- Да. Потому что над вредными привычками тоже нужно работать каждый день. Ответы детей. |
||||||||||||
Решение жизненных ситуаций. Цель: организовать применение учебного содержания в повседневных жизненных ситуациях. - Один писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я»: характер, привычки, поступки. - Каждая группа получает ситуацию. Обсудите её и ответьте на вопросы. |
Представители от группы читают ситуации, отвечают на вопросы. | ||||||||||||
Ситуация 1 Мама каждый день говорит Наташе: - Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде. - Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа. - Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, - говорит мать. Что вы посоветуете Наташе и маме? |
Советы детей. | ||||||||||||
Ситуация 2 Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза. - Мама, купи мне Деда Мороза. - Не могу, сынок, осталось мало денег. - Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся. Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить? |
Предположения детей. | ||||||||||||
Ситуация 3 Максиму подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал. - Совсем невоспитан, - подумал Максим, глядя, как щенок грызёт ножку стула. Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой? Результат: учащиеся осознанно применили свой личный опыт. |
Ответы ребят. | ||||||||||||
Игра «Волшебная палочка» Цель: учить детей видеть положительные качества в других. - А сейчас мы поучимся выявлять положительные качества в других людях. Для этого поиграем в игру «Волшебная палочка». Вы передаёте друг другу волшебную палочку и называете качества литературного героя (Буратино, Чипполино, слайд 5), достойные уважения. Результат: у ребят складывается позитивное отношение к окружающим. |
- Весёлый, находчивый, всегда придёт на помощь друзьям …… |
||||||||||||
4. Итог.
|
Хочу избавиться: лень, жадность, хвастливость… |
||||||||||||
- Какой вывод можете сделать, исходя из записей в своих таблицах? 5. Рефлексия. |
- Мы ясно представляем, от каких черт характера нам надо избавиться, а какие приобрести, чтобы совершать хорошие поступки. Ведь хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим. | ||||||||||||
Результат: оценка процесса и результатов деятельности. - У меня в руках 2 воздушных шарика чёрного и белого цвета. Как вы думаете, что символизирует чёрный цвет, а что белый? |
- Чёрный цвет – вредные привычки, плохие поступки. |
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Твои поступки"
- Горюнова Валентина Евгеньевна, учитель
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа