Класс: 5-7 классы.
Вид урока: Урок-эксперимент.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Формы работы на уроке: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор, компьютер;калькулятор
- энциклопедический словарь, термины
- таблицы наблюдений экспериментов, клей, ножницы, циркуль, линейка, карандаш.
Цели урока:
- Образовательные:
- применить знания формул для исследовательской работы;
- расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
- развивать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом.
- Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность в достижении цели;
- прививать интерес к математике, математическим опытам;
- воспитывать коллективизм, взаимопомощь.
Предварительная подготовка: учащиеся разделяют на группы по 4-5 человек.
Понятия:
- Исследование – процесс получения новых знаний.
- Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
- Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу необычный урок. Представим, что наш класс – научная лаборатория, вы – научные работники, а я – ваш научный руководитель. Выберите в своих группах старшего научного сотрудника.
В нашу лабораторию пришла посылка от ученика Коли Иванова. Как вы думаете, что в этой посылке? Угадали! Да, это книга. Коля Иванов задаёт нам вопрос «Почему у книги листы прямоугольной формы?»
Чтобы ответить нам на вопрос вернёмся к истокам создания книги.
III. Презентация «Как возникла книга»
IV. Работа с незнакомыми словами
Чтобы понять, как нам проводить исследование и ответить на вопрос Коли давайте обратимся к словарю и выясним что такое исследование и эксперимент. (На доске вывешиваются определения понятий: гипотеза, исследование, эксперимент)
Исследование
Гипотеза
Эксперимент
Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу – научное предположение. Такая работа называется – эксперимент.
V. Техника безопасности
VI. Лабораторная работа
Выдвигаем гипотезу. (Ребята предлагают разные гипотезы, выбираем одну)
Гипотеза - «Лист у книги прямоугольной формы потому, что на нём поместиться больше информации».
Для проведения исследования повторим формулы вычисления площади прямоугольника, квадрата, круга.
Выдать каждой группе лист с заданиями. (Приложение 1)
VII. Заряд
VIII. Отчет
После проведения зарядки выступают докладчики. Отчеты обсуждаются, сдаются учителю.
Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента – отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит старший научный сотрудник с отчетами и результатами своих экспериментов.
IX. Подведение итогов
Ответьте на следующие вопросы:
- Во время проведения нашей работы мы использовали новые термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?
- Подтвердилась или опровергалась выдвинутая вами гипотеза?
- А теперь прочитайте текс, который вы наклеивали на листы различной формы.
(А.Стариков)
Как вы думаете, найден или нет способ сделать учебники легче?
Ребята отвечают, что найден. Это электронные учебники.
X. Рефлексия
- На уроке я делал…
- Своей работой я доволен,/не доволен потому что…
- Этот урок показался мне…
- Мое настроение после занятия…