Урочы эпиграф: «Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку». (Жуковский В.)
Урочы нысан:
1. Фæарфдæр кæнын ахуыргæнинæгты зонындзинæдтæ Къостайы цард æмæ сфæлдыстадæй. Бæлвырд, нывæфтыд фæлгонцты æххуысæй лирикон æмдзæвгæты сæйраг хъуыды бамбарын кæнын.
2. Равдисын сывæллæттæн, куыд рæсугъд, уæздан æмæ арф сты поэты уды æнкъарæнтæ.
3. Рæзгæ фæлтæры хъомыл кæнын авторы уды рæсугъдзинад æмæ гуманизмыл.
Урочы цыд
Хъуысы Бетховены «Лунная соната». (1 слайд).
Компьютерæй æвдыст цæуы Къостайы къам (презентацийы текст фæлгонцгонд æрцыд къамтæ, портреттæ, нывтæй). (2 слайд)
Ахуыргæнæг. Адæймаджы цард у чиныг. Къостайы царды чиныджы сыфтæ (афтæ хонынц поэты Ирыстоны, æмæ йæ алчи дæр æмбары, кæуыл цæуы ныхас) мах абон се 'ппæт нæ рафæлдахдзыстæм. Бакæсдзыстæм дзы æрмæстдæр цалдæр сыфы, йæ уарзон сылгоймæгтæн кæй фыста уыцы рæнхъытæ.
Учитель: Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:
Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный,
Под знаменем ее пойду на смертный бой,
Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной
С спокойной совестью, с ликующей душой...
За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.
Учитель. Адресатами любовных стихотворений Коста разных лет станут несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Лёля Хурумова. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он, в отличие от первого своего чувства, будет ждать равноценного дара.
Хъуысы Моцарты музыка «Лакримоза».
Ученик. Первое серьезное чувство проснется у Коста в возрасте двадцати семи лет.
Примерно в декабре 1885 - январе 1886 гг. Коста, не окончив учёбу, вернулся в отцовский дом в с. Лаба. А в конце лета - начале осени того же года он приехал во Владикавказ, где стал потихоньку осваиваться. (3слайд)
Ученица
1886 год… Александровский проспект… Коста впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворённой красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем поэта, который совершенно потерял покой. Красавица гимназистка Аня Попова тоже все чаще замечает осетина в синей блузке, пальто, каракулевой шапке. Подруга по гимназии, «милая, многострадальная кузина Коста Вера Сухиева – Аликова» намекает Поповой о чувствах поэта.
21 мая 1886 года Коста Хетагуров напишет ей письмо:
Ученик «…вот уже почти пять месяцев, как я впервые увидел Вас на бульваре…В то время мозоливший всем глаза на бульваре, только затем и просиживает там по целым дням, чтобы обменяться хоть одним взглядом с поработившей его незнакомкой… Я прошу, я жажду каких – нибудь минутных бесед с Вами… Я хочу, чтобы мы время от времени обменивались с Вами нашими мыслями… Поймите, Анна Яковлевна, от этого Вы сами почти ничего не потеряете, а для меня это необходимо…» «Скажите мне одно слово – «я Вас ненавижу» - и я буду спокоен», - просил поэт. В письмо он вложил стихотворение «Да, я уж стар».
Ученица. Получив это письмо, Анна разгневалась из-за того, что какой-то незнакомец осмелился написать ей. Под рукой у неё оказались ножницы, и она изрезала, но не выбросила его. Это письмо до сих пор хранится в архиве. По ее воспоминаниям, Коста и после этого случая подолгу сидел на большом камне напротив их дома на берегу Терека, глядя на их окна.
Ученик. Их встреча всё-таки состоялась, за ней последовали другие. Однако Анне с её незаурядным умом хватило и первого раза, чтобы понять, что она имеет дело с неординарной, яркой, чрезвычайно интересной личностью, добрым, искренним, талантливым человеком.
Ученица. В начале мая 1887 года Коста забросил в окно комнаты Поповой акростих, будущее посвящение к поэме «Фатима»: «Ах, с каким безграничным восторгом, дитя…» под музыку «Лакримоза»
Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,
На руках из мишурного света
Я унёс бы далёко, далёко тебя
И любил бы любовью поэта...
Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки её безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно...
Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы...
Учитель.Стоит упомянуть об обстоятельствах, связанных с этим акростихом. В 1936 г. Анна Попова состояла в переписке с известным осетинским писателем Сарматом Косирати, собиравшим материалы о жизни и деятельности Коста. В своём письме от 15 марта 1936 г. Анна Яковлевна с горечью писала: «Поговорить же мне с Вами захотелось о необыденном чувстве поэта Коста и о том, что до меня доходят нелепые слухи о его увлечениях прежних лет, о его непостоянстве и что якобы акростих его: "Аня, иди за мной" посвящён другой Ане, Ане Цаликовой - да это же абсурд!
Прошел еще год, и Коста уже прямо обращается к любимой девушке со стихотворением А.Я.П.
Ученик.
Скрывать, молчать, страдать безмолвно
Нет сил, терпенья больше нет, -
Как знать, - обижу ли вас кровно,
Найду ль сочувствие и ответ?
Но все, что так терзает душу,
На части разрывает грудь,-
Давно уж просится наружу,
Давно уж пробивает путь.
В признанье я не вижу цели,
Молчаньем я себя травлю…
Чего хочу на самом деле?-
Зачем вам знать, что вас люблю?
Ученица. Ацы æмдзæвгæ Къоста ныффыста Аннæ Поповаимæ куы фембæлд, уыцы рæстæг. Тахтысты азтæ. Къоста хаст æрцыд Ирыстонæй, Аннæ та ацыд Горимæ, стæй Бетъырбухмæ, Тифлисмæ. Фыстой кæрæдзимæ фыстæджытæ, Къоста фыста æмдзæвгæтæ уарзон чызгæн. (4 слайд)
Учитель. Образ Анны стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.
Ученица. Сохранилось много произведений, посвященных Анне Поповой «Прости» , «Да, я уж стар…», «Да я люблю её…», в том числе стихотворение «Многоточия», которое он написал в тот день, когда братья Поповы, обеспокоенные увлечением поэта, отправляли сестру в Тифлис.
(А.Малинин «Молитва»)
Ученица
Многоточия
Высокий барский дом…подъезд с гербом старинным…
Узорчатый балкон… стеклянный мезонин…
Закрытый экипаж… ямщик с пером павлиным
И с медною трубой кондуктор-осетин…
Последнее «прощай», воздушные лобзанья…
Протяжный звук трубы… неровный шум колёс…
Густая пыль столбом… и понеслась карета…
Завод… чугунный мост… базар… застава… степь…
Безумная!.. Постой!.. Не покидай поэта!..
Не разрывай надежд и грёз заветных цепь…
Не разрозняй аккорд могучий песнопенья,
Не разрушай алтарь и жертвенник святой
Чистилища души и храма вдохновенья, -
Вернись, несчастная!.. Безумная, постой!..
Учитель. В 1906 году Анна Попова выезжала в Гори. Там, в далеком от Владикавказа городке, она почувствовала щемящую боль, вспоминала осунувшегося и больного Коста, некогда остроумного и энергичного, а теперь сжигаемого тяжелой болезнью. Попова подошла к календарю и машинально оторвала листок. 19 марта 1906 года. В этот день в Георгиевско-Осетинском умер Коста Хетагуров.
Учитель. Позже во Владикавказе Попова пришла на могилу поэта, возложила венок, посадила декоративные цветы. Церковный сторож, увидев заплаканные глаза молодой красивой женщины, не удивился. Смерть Коста в Осетии восприняли как национальную утрату, и многие приходили почтить память борца за народное дело.
Ученица. Коста любил Анну, но она не могла ответить ему взаимностью, - слишком разное положение они занимали в обществе. Правда, в конце своей жизни Анна Попова признавалась: «В знак нашей дружбы я никому не дала слова, ни с кем не связала свою жизнь и осталась с одинокой и скорбной разбитой душой».(5 слайд)
Учитель. Давайте посмотрим, о ком нам поведает вторая страница неразделенной любви поэта. (6 слайд)
Ученица Большое место в жизни и творчестве Коста Хетагурова заняла и Анна Александровна Цаликова. Драматическая история второй любви поэта заключена в письмах и цикле лирических стихотворений.
Светлый, лучезарный образ Анны Цаликовой встает из посвященных ей лирических стихотворений: «Да, встретились напрасно мы с тобою…», «Мне нравится, мой друг…», «Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь…», «Опять к тебе, любимая подруга…», «Предчувствие», «Не верь, что я забыл родные наши горы…», «Не упрекай меня…», «Утес».
Ученик Как известно, во Владикавказе Коста не имел своего угла.
Цаликовы предоставили Коста одну из комнат с отдельным входом. Столовался он с ними.
Цаликовы знали о чувствах Коста к Анне Поповой и легко впустили его в дом. Но с течением времени стали замечать, что Коста проявляет интерес к младшей из сестёр - Анне Александровне, которая в тот период училась в гимназии. На это обратил внимание друг семьи и хороший знакомый самого Коста Виктор Егорович Кизер, директор училища. Квартиранту деликатно намекнули, и он вынужден был съехать. Коста, уже серьёзно увлёкшийся Анной, был в смятении и написал в тот период стихотворение "Один, опять один без призраков родного..." (Шуберт «Серенада»)
Ученик.
Один, опять один без призрака родного,
Как бы отторгнутый от мира, от людей…
Опять темно вокруг, до боли беспросветно,
Пустынно, холодно... утерян снова путь...
А как хотелось жить и верить беззаветно,
Любовью к ближнему переполняя грудь!
А как хотел раскрыть горячие объятья
И в них вселенную, как друга, заключить,
Простить врагам своим, в ответ на их проклятья
Страдать за них, любя, страдая, их любить!!. <1891>
Учитель. Къостайæн йе 'нæхин æмæ сыгъдæг уарзты æнкъарæнтæ æвдыст цæуынц, йæ уарзон сылгоймагтæм цы фыстæджытæ ныффыста, уыдоны дæр.
«Мæ царды нысантæ, мæ домæнтæ æмæ мæ принциптæ афтæ æндæрхуызон сты, æмæ уыдон ныртæккæйы уавæрты хъомылгæндтæй искæмæн хъарын у æгъатыр ми, фыдзæрдæ адæймаджы ми. О, фæлæ æз уарзгæ кæнын, уарзгæ, 40 мин æфсымæрæй дæр тыхджындæр куы уарзын. Æз уарзгæ кæнын æмæ мæ уымæ гæсгæ фæнды, цæмæй уыцы уарзон адæймаг æппынæдзух мемæ уа, алы сахат, алы минут, йæ уындæй мæхи рæвдауон, йæ фæлмæн улæфтæй мæхи æфсадон, йæ царды алы уысм дæр ын æнæвгъауæй дæттон. Дæ царды æппæт уыцы уысмтæ дæ уарзон адæймагæн цы ратдзысты? Ау, куыд цы! Уарзондзинад, ме 'хсидгæ, æнæсивгæ уарзондзинад. Ноджы ма æнæзæрдæхудт куыст, сыгъдæг зæрдæ, тырнындзинад, ссæст æмæ æфхæрд кæстæр æфсымæрыл аудын, ноджыдæр ма нывкæнынад, музыкæ, поэзи». Фыссы Къоста Цæлыккаты Аннæмæ.
Ученица. 1891 азы Къоста фыццаг хатт хаст æрцыд Терчы облæстæй 5 азы æмгъуыдмæ. Уыцы аз уалдзæджы фыссы æмдзæвгæ «Хæрзбон!». Фыссæг «Хæрзбон!» зæгъы йæ уарзон чызг Цæлыккаты Аннæйæн.
ХÆРЗБОН!..
Ученик.
Ифтонг хызынæй, лæдзæгæй, æрчъитæй,
Скодтон уæрдæхæй дзыхъыннæуæг рон,
Ис ма цыдæртæ мæ кæрцы фæдджитæй...
Дард у мæ фæндаг... Зæгъын дын: хæрзбон!..
Ученик.
Ты от меня, дорогая, устала.
Взгляд твой давно мне сказал: «Уходи!»
Знаю, как сердце твое трепетало,
Слышу твой стон, затаенный в груди.
Ученик.
Гъеныр хæрзбон, мæ хур!.. Нал мæ уындзынæ,
Дардмæ дæ хæддзуйы мацæуыл дом!
Райсом мæ цæстæнгас ферох кæндзынæ,
Ферох кæндзынæ иннæбон мæ ном...
Ученик.
Если ж,— когда ты опустишь ресницы,—
Явится образ ушедшего прочь
И беспокойному сердцу приснится
Смерть его в поле в холодную ночь,—Ты не пугайся: не горе, а счастье
Он принесет тебе, этот кошмар.
Кто-то возьмет на себя все напасти,
Чтоб от тебя отвести их удар.
Ученик.
Хонын æмбалæн нæ фыдбылыз мемæ, –
Тагъддæр мæ балцæн йæ фæстаг кæрон
Уый “фæндарастæй” кæд ссарин æз йемæ..
Ма фæфæсмон кæ!.. Хæрзбон у, хæрзбон!..
Учитель. Цæлыккаты Аннæмæ сыгъдæг уарзондзинад арф фæд ныууагъта Къостайы зæрдæйы, йе сфæлдыстады. Йæ портрет ын сарæзта 1897 азы. Аннæйæн æй балæвæр кодта йæ гуырæнбонмæ 3-æм февралы. (7слайд)
Ученик. Каково же будет огорчение Коста, когда Анна все же с досадой озвучит, что ей не очень нравится ярко-голубой цвет платья. Раздосадованный, Коста на следующий день после именин заберет картину, перекрасит платье в палевый цвет, и уже через неделю вернет ее обратно. Он будет очень доволен, что на этот раз Анна одобрила работу. Тут же сообща портрет повесят над пианино. А вскоре он узнает, что она стала невестой. Это событие вызовет ряд стихотворений самых разноречивых, не чуждых горечи и даже озлобления («Утес», «О чем жалеть»).
Ученица. Анюта Цаликова уважала и очень ценила Коста, ставила высоко как поэта, но, как она признавалась потом подруге своей Аликовой Анне, она никогда бы не стала женой Коста, несмотря на неоднократные предложения, которые он ей делал. Анюта была влюблена в офицера Дзахсорова, молодого, ловкого джигита – кавалериста, и даже собиралась выйти за него замуж, была уже невестой, и только трагическая смерть жениха не дала осуществиться мечтам Анюты.
Ученик. В день своих именин 3 октября 1898 г. Коста запишет: «Сегодня мне исполнилось 39 лет... Никаких изменений! Несмотря на 11 годовую болезнь и на миллионы всевозможных неприятностей, я чувствую себя тем же способным в горячие объятия весь необъятный мир, как друга, заключить, простить врагов своих, - в ответ на их проклятья, страдать за них любя, страдая, их любить... И что удивительнее всего - я влюблен, так же безумно, беззаветно, как 15-10 лет тому назад...» (В.Чельдиев «Ӕцæг уарзт»)
Ученица. Весной 1902 года поэт предпринял попытку устроить свою личную жизнь и сделал предложение дочери одного из своих друзей Леле Хурумовой. Ей было 22 года ,ему - 42. Подруги укоряли её за то,что она выходит замуж за старика, но она гордо им отвечала «Да он старше, но не забывайте, что он - Коста. Я буду женой Коста и это говорит о многом.» Скоро они обвенчались и Коста стал готовиться к свадьбе, купил землю и начал строительство дома, к лету дом был почти готов. Этот дом и сейчас расположен по ул. Войкова. Коста с огромной радостью приглашал всех на свою свадьбу, но мечтам его не суждено было сбыться. Лулу заболела и вскоре умерла в городе Таганрог, куда увёз её на лечение отец.
Однако, не сохранилось стихотворений, посвященных Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо. (8 слайд).
Ученица. Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея».
Как видно из поэтического и живописного наследия Коста, женщин, вдохновлявших его на творчество, настраивавших на высокий лад, в жизни поэта было достаточно много, как впрочем, и у всякой творческой личности. (Бонвæрнон «Мæ хуры хай») (9 слайд)
Портретная галерея
Вот эта — Вера еще гимназисткой,
Рядом Косер, она же Наталия,
Люба-курсистка и Ольга курсисткой,
Аня и Анечка,— дивная талия!Эта — Настасья, идейная девушка
С выдержкой немки, но с теплою ласкою.
Лелька-француженка — славная деточка,
Рядом Елена с еврейской закваскою...Вот гимназисткой бесенок Анюта,
Пышная Леля, Елена кудрявая,—
Редкая масть! А вот та из приюта —
Сашка шальная, вот Груня лукавая.Дальше Глафира — совсем миниатюра!
Рядом Раиса,— звалась осетинкою;
Рядом с ней Любка — беспутная шкура,
Те же — Раиса и Груня с сурдинкою.Та же все Любка, а это вот Вика,
Рядом с ней Надя — мечта артиллерии,
Та ж и Анютка, уже не без шика,
Это портреты все первой лишь серии.
Учитель. Любить и быть любимым. Обрести в своей избраннице не только верную спутницу, с которой можно пройти дорогой жизни рука об руку, но и друга с чистой, возвышенной, тонкой душой, который всегда поймет, поддержит, станет в трудный час духовной опорой. Друга, который по-настоящему разделял бы его убеждения, цели, “стремленья сердца”… Именно об этом горячо мечтал Коста. Именно такой женский идеал искал всю жизнь. Но воплотиться в явь этим мечтам не было суждено: ни одна из женщин, которым он посвящал стихи – несмотря на всю свою тонкость, возвышенность, интеллигентность, на свои широкие, по тем временам, взгляды, – так и не сказала ему: “Да”.
Учитель. Поэт не обретет семейного счастья. А осетинская поэзия получит великолепные стихи о неразделенном чувстве. Как отметит впоследствии Нафи Джусойты, в лирических стихотворениях Коста Хетагурова варьирует один мотив - мотив неразделенной любви. Вероятно, это было связано с сугубо личными узко-биографическими данными. Говоря о лирическом герое Хетагурова, следует отметить, что это благородной души человек, который заботится о любимой, даже если она не разделяет его любви. Желая ей всяческого счастья, он просит прощения и благословляет свою любимую.
Ученица.
Благодарю тебя за искреннее слово,
Прости, прости навек! - Отвергнутый тобой,
Я посох и суму благословляю снова,
Благословляю жизнь, свободу и покой!Благодарю тебя! - Ты снова возвратила
Скитальцу бедному потерянное "я",
Мучительным "прости" ему ты озарила
Забытую стезю разумного бытия.Теперь настрою вновь заброшенную лиру,
Забуду твой напев и незлобивый смех,
Начну по-прежнему я странствовать по миру,
Молиться и любить, любя, страдать за всех...
Учитель. И именно в этот нелегкий период времени он поставит себе целью «Молиться и любить, любя страдать за всех». Воодушевление его, казалось, не имело границ... «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое!» - эти известные строки поэта появятся на свет именно в этот период. Человек высоко-гуманистических идеалов, он сохранит самые светлые чувства к каждой из этих девушек.
Дальше гости вечера читают стихи Коста.