Участники проекта:
Совет профилактики школы, педагоги,
учащиеся школы (возраст 7-17 лет), их родители.
Руководитель проекта:
социальный педагог Н.П.Березина
Тип проекта |
практико-ориентированный |
Участники проекта |
Совет профилактики школы, педагоги, учащиеся школы (возраст 7-17 лет), их родители. |
Цель проекта |
Создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия. |
Задачи проекта |
|
Краткое описание проекта |
|
Сроки реализации проекта |
март 2019 – май 2019 |
Ожидаемые результаты |
|
Критерии оценки эффективности |
|
Обоснование актуальности проекта
Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблемы, отрицательно влияющей на воспитание и развитие школьников.
- за 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны;
- увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации;
- по показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин;
- 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу.
На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы. Сквернословие охватило почти все возрасты, все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного человека. Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз, острот и юмора популярных артистов, а в некоторых профессиях стали рабочей терминологией. Сегодня матом разговаривают школьники, студенты, мужчины и женщины, старики. Нецензурные слова доносятся с экранов телевизоров. Сквернословие стало одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.ъ
Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в клетках осквернителей речи очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Учёными сделан вывод, что мат:
- опасен для здоровья;
- способствует снижению интеллекта;
- провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности;
- калечит людские судьбы, обворовывает духовно;
- унижает и оскорбляет, прежде всего, того, кто ругается матом;
- приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Особенно важно это для формирующейся личности. Педагоги должны помочь детям осознать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих. Дети должны прийти к пониманию того, что разговорная речь богата добрыми словами, которыми нужно чаще пользоваться в жизни, что от этого жизнь самого ребенка станет ярче и лучше, добрее, что это позволит выстраивать добрые отношения со сверстниками и с взрослыми. Актуальность данного проекта также в том, что он способствует:
- формированию образа жизни, достойного человека;
- формированию жизненной позиции подростка;
- формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, уважительного отношения к окружающим.
Ресурсы
|
|
наличие |
Материальный |
Компьютер, мультимедиапроектор, сканнер, принтер, ксерокс, бумага для принтера, канцелярские принадлежности, ватман, краски. |
Имеется |
Кадровый |
Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
Имеется, согласно штатного расписания. |
Методические |
Разработки, сценарии, таблицы, интернет-ресурс |
Имеется, будет дополняться в ходе реализации проекта |
Цель проекта: создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.
Задачи:
- информировать детей и подростков о последствиях употребления нецензурных слов об их разрушающем воздействии на здоровье человека;
- способствовать развитию ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья, формированию негативного отношения к вредным привычкам вообще и, в частности, к сквернословию;
- создание условий, способствующих развитию ответственного отношения учащихся к стилю своего речевого общения с окружающими, для формирования коммуникативных компетентностей посредством освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, поисковой деятельности;
- содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, посредством активного участия детей, педагогов и родителей в мероприятиях, помочь погрузиться в обсуждаемую проблему, что будет способствовать развитию коммуникативной культуры не только в школьной среде, но и в быту;
- формировать у детей видение учителя как одного из носителей культуры речи и позитивного образа, влияющего на развитие будущего ребенка в целом.
Ожидаемые результаты
- привлечение внимания школьной общественности к проблемам современного русского языка, и, в частности, к сквернословию и причинам его возникновения;
- осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;
- развитие гражданской ответственности и активности участников данного проекта: родителей, сотрудников, педагогов в решении проблемы сквернословия в школе;
- повышение уровня речевой культуры учащихся посредством сведения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города.
Критерии оценки эффективности:
- искоренение случаев оскорбительного поведения и высказываний учеников, жестокого обращения в семьях, детей и подростков друг к другу;
- положительные изменения в речевой культуре учащихся;
- готовность учащихся принимать активное участие в социально полезной деятельности, работать в команде, продуктивно, в сотрудничестве со взрослыми;
- готовность родителей учащихся к сотрудничеству в решении данной проблемы
- рост общего уровня воспитанности учащихся (статистические данные диагностики в виде анкет, опросников, карт наблюдений);
- удовлетворенность участников проекта своей деятельностью по реализации проектных идей.
Формирование общественного мнения
Результаты оценки проекта будут представлены: на заседании школьной службы ППМС сопровождения, методическом совете школы.
Будет проведено анкетирование и интервьюирование лиц, участвовавших в проекте для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении, результаты анкетирования и интервьюирования будут отражены на школьном стенде. Результаты работы в виде альбома, презентаций, сборника сценариев и разработок, материалы родительского собрания пополнят методическую копилку школы, анализ проведенной работы и результаты будут представлены на сайте школы.
Сроки реализации проекта: декабрь–февраль.
Этапы планирования и реализации проекта
Этапы
|
Сроки |
Ожидаемый результат |
Определение цели и задач проекта. Определение содержания социального проекта Изучение общественного мнения, проведение анкетирования «Ваше отношение к сквернословию»; Родительское собрание «Мат – не наш формат» |
Декабрь - январь |
Привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме сквернословия, вооружение педагогов и родителей специальными знаниями, создание системы координации усилий участников проекта. |
интервьюирование педагогов и учащихся; оформление стенда мотиваторами – стикерами с наиболее интересными высказываниями; разработка и проведение занятий в разных возрастных группах; совместное детско-родительское занятие «Бригантина» разработка Положения о конкурсе листовок, памяток, уголков, пословиц и поговорок о речи, об языке, коллажей, плакатов; выпуск «Памятки добрых слов» и листовок-обращений «О вреде сквернословия», коллажей, плакатов; проведение конкурса; оформление «Аллеи добрых слов»; общешкольное мероприятие «Сила слова»; оформление папки - сборника разработок и сценариев мероприятий по профилактике сквернословия. |
Январь - февраль |
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе в рамках проекта Активизация внимания учащихся к проблеме сквернословия, осознание свободы выбора в формировании своего будущего, более ценностное отношение к собственному здоровью, понимание того, что сквернословие - негативное явление, разрушительно действующее на личность человека. |
Предоставление отчета на заседании службы ППМС сопровождения, методическом совете школы; |
март |
Обобщённые результаты реализации проекта. |