Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2011.
Тест предназначен для учащихся 8 класса.
Спецификация
- педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела «Опора и движение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;
- содержание теста – биология человека, 8-й класс, раздел «Опора и движение», 8 ч;
- исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: Программа основного общего образования по биологии. 8-й класс. Базовый уровень / Автор: Н.И.Сонин / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5-й класс. Биология. 6-11-й классы. – М.: Дрофа, 2005;
- учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию: Сонин Н.И. Биология. 8-й кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М. Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 216 с.;
- применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный тест;
- элементы содержания предмета, включенный в тест, - согласно Программе;
- требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;
- соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 93 % тестовых заданий ориентированы на фактуальные биологические знания и 100 % - на репродуктивный уровень усвоения;
- средний уровень трудности заданий – 52 %;
- структура теста – расположение заданий согласно логике предмета и Программе;
- доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
- форма предъявления – бланковые тесты;
- инструкции к испытуемым – в тесте;
- количество вариантов теста – 2;
- количество заданий в варианте теста -15;
- количество форм заданий в варианте теста – 3: часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных; часть В – два закрытых тестовых задания множественного выбора нескольких ответов; одно открытое задание на установление соответствия;
- форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0 / 1);
- общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 30 мин (1-2 мин на выполнение одного задания);
- критерии оценки:
- правильное выполнение 90-100 % заданий теста – отметка «5»,
- правильное выполнение 89-75 % заданий теста – отметка «4»,
- правильное выполнение 74-50 % заданий теста – отметка «3»,
- правильное выполнение 49 % и менее заданий теста – отметка «2».
План теста тематического контроля по теме «Опора и движение» с указанием содержательно-деятельностных характеристик заданий.
№ задания в тесте |
Элемент содержания |
Уровень знаний |
Время выполнения, мин |
Ориентировочная трудность задания, % |
Виды знаний |
А1 |
Строение скелета человека |
1 |
1 |
80 |
1 |
А2 |
Строение костей |
1 |
2 |
40 |
1 |
А3 |
Строение скелета человека |
1 |
2 |
50 |
1 |
А4 |
Строение скелета человека |
1 |
1 |
50 |
1 |
А5 |
Типы соединения костей |
1 |
1 |
80 |
1 |
А6 |
Строение скелета человека |
1 |
2 |
30 |
1 |
А7 |
Форма костей |
1 |
1 |
50 |
1 |
А8 |
Строение скелета человека |
1 |
3 |
20 |
5 |
А9 |
Строение скелета человека |
1 |
2 |
40 |
1 |
А10 |
Строение скелетных мышц |
1 |
2 |
40 |
1 |
А11 |
Работа скелетных мышц |
1 |
1 |
70 |
1 |
А12 |
Работа скелетных мышц |
1 |
1 |
90 |
1 |
В1 |
Форма костей |
1 |
3 |
50 |
1 |
В2 |
Формирование системы опоры и движения |
1 |
3 |
50 |
1 |
В3 |
Типы соединения костей |
1 |
5 |
40 |
1 |
|
Итого |
|
30 мин |
|
|
Примечание. Уровни контролирования знаний: 1 – воспроизведение, цитирование; 2 – решение по образцу, реализация стандартного алгоритма; 3 – творческий уровень применения знаний (перенос знаний, сравнение, классификация). Виды контролируемых биологических знаний: 1 – фактуальные знания; 2 – классификационные знания; 3 – алгоритмические знания; 4 – причинно-следственные знания; 5 – сравнительные знания; 6 – системные знания. |
Тест тематического контроля по теме «Опора и движение»
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 30 мин. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного.
1 вариант
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А1. Опорно-двигательный аппарат представлен
- Костной системой
- Совокупностью твердых тканей, служащих опорой и защитой
- Костной и мышечной системами
- Мышечной системой
А2. Рост костей в толщину происходит благодаря делению клеток расположенных в области
- Желтого костного мозга
- Надкостницы
- Компактного вещества кости
- Губчатого вещества кости
А3. Скелет человека включает около
- 150 костей
- 200 костей
- 250 костей
- 300 костей
А4. Скелет плечевого пояса человека образуют
- Ключица и лопатка
- Локтевая и лучевые кости
- Плечо и предплечье
- Грудина и ребра
А5. Неподвижно соединены между собой
- Плечевая и локтевые кости
- Теменная и височные кости
- Бедренная и большая берцовая кости
- Грудина и ребра
А6. Парными костями черепа являются
- Лобные и височные кости
- Височные и теменные
- Теменные и лобные
- Только теменные
А7. К трубчатым костям относят
- Ребро
- Лучевую кость
- Теменную кость
- Позвонки
А8. Грудную клетку образуют
- 12 пар рёбер, грудина
- Грудина, грудной отдел позвоночника
- 12 пар рёбер, грудной отдел позвоночника, грудина
- 10 пар рёбер, грудной отдел позвоночника, грудина
А9. Скелет свободной нижней конечности состоит из
- Подвдошной, бедренной, большой берцовой, костей стопы
- Тазовой, бедренной, большой и малой берцовой, костей стопы
- Бедренной, большой и малой берцовой, костей стопы
- Большой и малой берцовой, костей стопы
А10. К мышцам верхней конечности относится
- Прямая
- Дельтовидная
- Икроножная
- Портняжная
А11. Мышцами-антогонистами называются мышцы,
- Прикрепляющиеся к разным костям
- Производящие движение в одном направлении
- Производящие движения в противоположных направлениях
- Производящие движения и в одном, и в разных направлениях
А12. Пример динамической работы – это
- Удержание поднятой штанги
- Ожидание автобуса на остановке
- Чтение книги за письменным столом
- Бег на длинную дистанцию
Часть В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Трубчатыми костями являются
- Грудина
- Ребро
- Плечевая кость
- Бедренная кость
- Лопатка
- Лучевая кость
В2 Неправильная осанка может привести к:
- Искривлению позвоночника
- Нарушению строения суставов верхних конечностей
- Смещению внутренних органов
- Нарушению функции костного мозга
- Изменению химического состава костей
- Нарушению кровоснабжения органов
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3. Установите соответствие между костями и типом их соединения.
КОСТИ |
ТИП СОЕДИНЕНИЯ |
А) позвонки в позвоночнике |
1) неподвижное |
Б) тазовые кости и крестец |
2) полуподвижное |
В) фаланги пальцев |
3) подвижное |
Г) лобная и теменная кости |
|
Д) верхнечелюстные и скуловые кости |
|
Е) ребра и грудина |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Тест тематического контроля по теме «Опора и движение»
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 30 мин. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного.
2 вариант
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А1. С возрастом позвонки срастаются в отделе
- Шейном
- Грудном
- Поясничном
- Крестцовом
А2. Рост костей в длину осуществляется за счёт
- Деления клеток внутреннего слоя надкостницы
- Деления хрящевых клеток
- Деления остеоцитов
- Деления компактного вещества кости
А3. В позвоночнике человека число позвонков равно
- 31
- 32
- 33-34
- 35
А4. Ключица входит в состав
- Пояса верхней конечности
- Свободной нижней конечности
- Свободной верхней конечности
- Пояса нижней конечности
А5. Подвижно соединены кости скелета
- Тазовые кости
- Ребра грудной клетки
- Кости фаланг пальцев
- Кости мозгового отдела черепа
А6. К непарным костям черепа является
- Лобная
- Теменная
- Височная
- Скуловая
А7. Кости фаланг пальцев – это
- Трубчатые кости
- Губчатые кости
- Смешанные кости
- Плоские кости
А8. С грудиной непосредственно соединяются
- 7 пар рёбер
- 9 пар рёбер
- 10 пар рёбер
- 12 пар рёбер
А9 Скелет свободной верхней конечности состоит из
- Лопаточной, плечевой, лучевой, локтевой, костей кисти
- Плечевой, лучевой, локтевой, костей кисти
- Лучевой, локтевой, костей кисти
- Локтевой, костей кисти
А10. К мышцам нижних конечностей относятся
- Двуглавые
- Трехглавые
- Икроножные
- Зубчатые
А11. Мышцами-синергистами называются мышцы,
- Прикрепляющиеся к разным костям
- Производящие движение в одном направлении
- Производящие движения в противоположных направлениях
- Производящие движения и в одном, и в разных направлениях
А12. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большой нагрузке называют
- Замедлением
- Утомлением
- Усталостью
- Торможением
Часть В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Плоскими костями являются
- Грудина
- Ребро
- Плечевая кость
- Бедренная кость
- Лопатка
- Лучевая кость
В2. К плоскостопию может привести:
- Неправильно подобранная обувь
- Занятия спортом
- Избыточная масса тела
- Длительное хождение или стояние
- Обувь, подобранная по ноге
- Недостаточная масса тела
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3. Установите соответствие между костями и типом их соединения.
КОСТИ | ТИП СОЕДИНЕНИЯ |
А) позвонки копчика |
1) неподвижное |
Б) тазовая и бедренная кости |
2) полуподвижное |
В) ребра и грудина |
3) подвижное |
Г) височная и теменная кости |
|
Д) верхнечелюстные и скуловые кости |
|
Е) плечевая и локтевая кость |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответы к заданиям
Часть А
№ варианта | Номера заданий |
|
|||||||||||
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
||
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
|
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Часть В
№ варианта | Номера заданий |
||
В1 |
В2 |
В3 |
|
1 |
346 |
136 |
А2Б1В3Г1Д1Е2 |
2 |
125 |
134 |
А1Б3В2Г1Д1Е3 |