Программа: «Школа России».
Цель: прививать любовь к чтению.
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; развивать любознательность, воображение, речь.
Оборудование: книги В.Сутеева, карточки с картинками, карточки с текстом.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Включение в учебную деятельность
У.: - Сколько букв мы изучили?
Д.: - 33 буквы.
У.: - Что вы можете о них сказать?
3. Речевая разминка
Чтение скороговорки: Бегают две курицы прямо на улице.
4. Актуализация знаний
У.: - Отгадайте загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
- Что это? (Цыплёнок, птенчик, птенец)
- Что это за белый дом? (Яйцо)
- Кто мог вылупиться из яйца? (Цыплёнок, утёнок, пингвинёнок…..)
- Из букв составьте два слова. (Утёнок, цыплёнок)
- Как назвать одним словом? (Птицы)
- Что вы знаете про этих птиц? (умеет - не умеет плавать, что ест…)
5. Постановка целей и темы урока
- Придумайте название к произведению. (Утёнок и цыплёнок…)
- О чём в нём пойдёт речь? (О птицах, о дружбе….)
6. Работа по теме урока
Чтение с остановками
- Запомните наши прогнозы и приготовьтесь внимательно слушать.
Вылупился из яйца Утёнок.
- Судя по началу произведения - это рассказ или сказка?
— Я вылупился! — сказал он.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- А теперь вам понятно, что это? (Сказка)
— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
Я иду гулять, — сказал Утёнок.
Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- Почему цыплёнок так говорил? (Всё повторял, не было своего мнения.)
— Я рою ямку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я нашёл червяка, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я поймал бабочку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я не боюсь лягушку, — сказал Утёнок.
— Я то… тоже… — прошептал Цыплёнок.
- Почему цыплёнок говорил, заикаясь? (Боялся)
— Я хочу купаться, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- Что случится дальше? (Утонет…)
— Я плаваю, — сказал Утенок.
— Я тоже! — крикнул Цыплёнок.
— Спасите!..
- Как поступит утёнок? (Спасёт.)
— Держись! — крикнул Утёнок.
— Буль-буль-буль… — сказал Цыплёнок.
Вытащил Утёнок Цыплёнка.
— Я иду ещё купаться, — сказал Утёнок.
- Как поступит цыплёнок?
— А я — нет, — сказал Цыплёнок.
Физкультминутка
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Продолжение работы по теме урока
- Понравилась вам сказка?
- Вспомните, как вы назвали сказку. (...)
- Проверим, совпадает ли название.
- Кто автор сказки?
Владимир Григорьевич Сутеев (1903–1993)
Владимир Григорьевич Сутеев –детский писатель, художник. Родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача. Отец Владимира Григорьевича был одарённым человеком, его увлечение исскуством передалось и сыну.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически сотрудничал в журналах "Пионер", "Мурзилка", "Дружные ребята", "Искорка", в газете "Пионерская правда". С 1923 года иллюстрировал книги для детей. Среди самых известных его работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака. С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссёром на киностудии "Союзмультфильм". В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над "Мухой-Цикотухой" по произведению Чуковского. По сценариям В.Сутеева поставлены мультфильмы "Когда зажигаются ёлки", "Кораблик", "Петя и Красная Шапочка", "Кто сказал мяу?", "Кот - рыболов", "Хвосты", "Мы ищем Кляксу", "Мешок яблок", "Дед Мороз и Серый волк".
В 1952 году в издательстве вышла первая книжка ("Две сказки про карандаш и краски"), где В.Г.Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель.
С тех пор издано немало сутеевских книг: "Это что за птица?", "Под грибом", "Мешок яблок", "Цыплёнок и утёнок", "Кто сказал "мяу"?", "Палочка-выручалочка". В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки Чуковского, "Усатый-полосатый" С.Маршака, "Дядя Стёпа" С.Михалкова.
Искусство В.Г.Сутеева обращено к самым маленьким читателям и зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.
Остроумные, весёлые, добрые книжки Владимира Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии.
- Чему учит сказка?
Составление картинного плана
- Разложите картинки в правильном порядке. (Работа в группе)
- Внизу подклейте текст к картинке.
- Прочитайте, что получилось.
- Как понимаете смысл слова «вылупился»? (Проклюнулся, появился…)
- Прочитайте текст с картинками.
Вылупился из яйца .
— Я вылупился! — сказал он.
— Я тоже, — сказал .
— Я хочу с тобой дружить, — сказал ,
— Я тоже, — сказал .
Я иду гулять, — сказал .
Я тоже, — сказал .
— Я рою ямку, — сказал .
— Я тоже, — сказал .
— Я нашёл , — сказал .
— Я тоже, — сказал .
— Я поймал, — сказал .
— Я тоже, — сказал .
— Я не боюсь , — сказал .
— Я то… тоже… — прошептал .
— Я хочу купаться, — сказал .
— Я тоже, — сказал .
— Я плаваю, — сказал .
— Я тоже! — крикнул .
— Спасите!..
— Держись! — крикнул .
— Буль-буль-буль… — сказал .
Вытащил .
— Я иду ещё купаться, — сказал .
— А я — нет, — сказал .
- Молодцы! Справились с заданием, поработали с информацией.
9. Подведение итогов
У.: - Понравился вам урок?
- Что особенно понравилось на уроке?
10. Рефлексия
- Посмотрите на выставку книг В.Сутеева. Хочется вам их прочитать?
- Вы можете выбрать себе для чтения любую книгу и прочитать её. После этого мы проведём викторину.