Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: "Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические закономерности"

Разделы: Коррекционная педагогика


Образовательная область – познавательное развитие

Пояснительная записка

Образовательная деятельность начинается с «Минутки календаря», где дети узнают, какой сегодня день недели, число и месяц. Педагог знакомит с праздником дня «Международным днём леса». В игре «Составь вагоны по порядку» дети закрепляют навыки порядкового счёта в пределах 9, уточняя понятия: перед, после, до, за, между.

Играя с пособием «Круглый год», мы повторяем последовательность времён года, уточняем понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже. Учимся соотносить дату своего рождения с соответствующим временем года. Дети умеющие читать, находят и прочитывают слово – название сезона. Физкультминутку совмещаем с игрой малой подвижности «Замри». Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Дети составляют экологические знаки и рассказывают, что они обозначают.

Учимся находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании круга, который оформляем заострённой палочкой и получаем в подарок игрушку- забаву «волчок».

Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для детей с задержкой психического развития старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида № 14 “Василёк” г.Рубцовск, проведённое согласно АООП.

Цели: упражнение в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений: последовательность времён года, развитие логического мышления.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Обеспечить усвоение порядкового счёта в пределах 9, правильно отвечать на вопросы «сколько всего?», «какой по счёту?», «кто перед?», «кто после?», «кто за?», «кто до?».

Коррекционно-развивающая:

  • расширять временные представления: последовательность времён года, понятия до, за, раньше, позже;
  • учить находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании изображений;
  • развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику, интерес к предмету, умение действовать в соответствии с инструкцией;
  • формировать интерес к проблеме охраны природы, знакомить детей с правилами поведения в природе.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

  • Практические: упражнение, моделирование, изготовление игрушки - волчка.
  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий.
  • Словесные: рассказ педагога, беседа.
  • Игровые: дидактические игры.

Лексический материал: порядковые числительные, предлоги «перед, после, до, за, между»,  «весна-красна».

Оборудование: мнемотаблица по стихотворению «Времена года», пособие  «Круглый год» (круг,  разделенный на 4 сектора,  демонстрационные и раздаточные картинки по временам года), фотографии детей, экологические знаки,  вагончики 1–9, 9 разных машин с номерами от 1 до 9,заготовки – круги, разделённые на 9 частей, частично закрашенные с соблюдением закономерности,  цветные карандаши, аудиозвуки «стук колес поезда»,  «писк мышки», знаки к игре «Замри», фишки

Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 9.

Ход образовательной деятельности

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: психологический настрой на совместную деятельность.

 

- Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим.

Зима ушла, а весна… пришла

Зима холодная, а весна… теплая.

Зимой солнце морозит, а весной… греет.

Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

Зимой надевают шубы, а весной … куртки.

Зимой медведь спит, а весной … просыпается.

Зимой идёт снег, а весной идёт … дождь.

Сядьте ровно, ножки вместе.
Ручки полочкой на стол
Начинаем разговор.

Дети добавляют слово, повторяют предложение и садятся на место.

 

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть

Минутка календаря

 

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».

– Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану.

ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.

- Если сегодня среда, то завтра будет …
- Если сегодня среда, то вчера был  …
- Какие праздники уже принесла нам весна?

 

- Сегодня 21 марта, время года – весна, день недели – среда.

- Если сегодня среда, то завтра будет четверг.
- Если сегодня среда, то вчера был вторник.

Картинка «День леса» Да сегодня, 21 марта – Международный день леса.
Нет на Земле человека, который не бывал в лесу и чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. После занятия мы поговорим, почему важно сохранять леса, о том какую пользу приносит лес человеку.
1 марта – Всемирный день кошек.
8 марта – Женский день
21 марта – День леса.
22 марта – День воды.
27 марта – День театра

Устный счёт

Счет от 1 до 9.
Счет от 9 до 1.
Счет от 3 до 8.
Счет от 9 до 2.
Счет от 4 до 7.
Счет от 2 до 6.

- Назови соседей числа 8, 5, 3, 6, 2, 4

 

Выделение темы

- Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами посчитаем по порядку, поиграем с временами года и сделаем интересную игрушку.

 

Звук стук колес поезда.

«Составь вагоны по порядку»

Порядковый счет

 

 Включить звук «мышиный писк».
При затруднении показать картинку «мышиный хвостик»

Понятия: перед, после, до, за, между.

- Что это за звук?
- Построим и мы каждый свой поезд.
- Посчитаем вагоны по порядку.
- Сколько вагонов у нас в составе? Но сегодня мы добавляем ещё один вагон. Какой его будет номер?
- А вот отгадайте, кто едет в девятом вагоне.
- За каким вагоном будет стоять наш новый вагон?
- А теперь посчитаем вагоны по порядку слева направо.
- В каком вагоне едет медведь? Заяц? Баран?
- Кто едет перед гусем /перед мышкой/ перед кошкой?
- Кто едет после  коровы/ после слона/ после кошки?
- Кто всех, кто едет до гуся/ после гуся?
- Кто едет между  … и …?

 

Дети выстраивают вагоны по порядку.

Порядковый счёт 1–8

 

 

Это мышка.

Порядковый счет.

- А теперь мы построим по порядку наши машины.
- Посчитаем по порядку.

Дети выстраивают ряд картинок – машин на магнитах.

Установление последовательности времен года с пособием «Круглый год»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов.

Понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже.

- Зима, лето, осень, весна – что это?
- Времена года идут друг за другом, по кругу. Давайте разложим по порядку, начиная с зимы.
- Повторим наше стихотворение. ВРЕМЕНА ГОДА
Первой к нам Зима идет,
Новый год она ведет.
За Зимой — второй — Весна.
Говорят: «Весна-красна».
Третьим — Лето, все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой — Осень...
Лес наряд свой сбросил.

- Что значит «Весна-красна»? Если взглянуть на улицу, то как раз красного цвета там маловато.
- О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому, что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года! Очень красивы и нежны первые цветы... Вся земля быстро покрывается свежей травкой... Она такая красивая, яркая.

- А кто может прочитать карточку и найти нужное время года.

- Какое время года наступает  после осени?
После зимы?
За зимой будет?
Перед зимой …? и т.д.

 

Дети по порядку выкладывают картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и проговаривают стихотворение.

 

 

 

 

 

Красна - значит красивая.

 

Ребёнок читает и прикрепляет рядом с нужной картинкой.

- Все мы родились в разное время года. Я родилась весной, значит, свою фотографию размещу рядом с весной.

А найдите время года, когда вы родились.

Дети прикрепляют свою фотографию рядом с тем временем года, когда они родились.
зима:
Лилиана  31.12.
Полина    25.01.
Саша        21.01.
весна
Елисей     25.04.
Коля  П    11.03.
лето
Анна         17.07.
осень
Матвей    11.10.

Физкульминутка
Дидактическая игра «Замри»

Цель: учить детей анализировать схематическое изображение и соотносить его с собственной позой, развивать мышление детей.

Произнося эти слова, педагог называет номер карточки со схематическим изображением человека в какой - нибудь позе. Все дети должны принять такую же позу.

Дети двигаются  по комнате и по команде взрослого "раз, два, три-как пятый замри" останавливаются.

Работа с экологическими знаками

- Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Давайте составим знак и расскажем, что он обозначает.

Нельзя ловить и уносить домой детёнышей животных! В природе о них заботятся взрослые животные.

Нельзя топтать и рвать цветы!
Они украшают луга и леса,
Но это не только природы краса
В них пчелы находят целительный дар
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
За тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Нельзя ломать ветки деревья и кустарники! От этого они сохнут и погибают. Деревья очищают воздух

Нельзя в лесу разводить костёр! От маленького костра может сгореть большой лес.

Нельзя оставлять мусор в лесу!
Во-первых, мусор в лесу это просто неэтично и некрасиво.

 Во-вторых, в процессе разложения химические элементы попадают в почву и грунтовые воды, затем в родники. Различные химические вещества вступают между собой в реакции и могут непредсказуемо влиять на здоровье человека.

В-третьих, в поисках еды, на «туристические» свалки выходят животные. Вместе с пищей они поглощают целлофан и другие не перевариваемые предметы, что влечет их гибель.

В-четвертых, на битом стекле в лесу могут легко пораниться отдыхающие дети, туристы, грибники и те же животные.

Нельзя брать в руки и даже трогать птичьи яйца!
Если ты заметил гнездо – сразу отойди подальше. Его нельзя не только трогать, брать в руки яйца или птенчиков, но даже и фотографировать с близкого расстояния. Испуганные птицы могут навсегда покинуть гнездо и тогда птенцы погибнут.
Яйца птиц очень хрупкие и если их потрогать, то можно невзначай повредить.

 

Логические закономерности

- Сегодня я предлагаю сделать вам забавную игрушку.
Меня спроси, как я тружусь?
- Вокруг оси своей кружусь.

- Какой она формы?

 

 

Круглой формы.

 

- Но вот времени её докрасить у меня не хватило. Я прошу вашей помощи. Круг разделен на равные части. Сколько всего частей у круга?
- Сколько частей я успела раскрасить?
- Сколько частей не успела раскрасить?
- Цвета в круге должны повторяться. Называем цвета по порядку: …
- Ещё раз повторяю, что цвета должны повторяться. Кто догадался, какой следующий цвет?

Ответ детей:  красный, желтый, зеленый, красный,

Ответ детей: желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый
Дети закрашивают части круга, соблюдая закономерность, и вставляют зубочистку в центр.

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть

Д/ упр «У кого башня выше?»

Построим башни из фишек и сравним, у кого выше.

Что вам сегодня показалось особенно интересным.

Дети стоят башню.  

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

  • работа по презентациям «Нужен ли нам лес?», «В защиту леса и его обитателей?»;
  • закрепление навыков порядкового счёта в пределах 9.