Хорошо жить в коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. Об этом мечтали наши дедушки, бабушки, мамы и папы. Когда-то они создали правила, которые сплотили их в коллективе. Тема расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.
При подготовке к уроку охвачены учащиеся 4а класса. С ними разучены стихотворения, приготовлены рисунки для выставки, подобраны книги из библиотеки о коллективе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы.
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
На уроке необходимо придерживаться следующих принципов:
- уважать и принимать мир другого;
- относиться к ученикам с абсолютным доверием;
- акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
- избегать оценочных суждений в отношении к детям;
- безусловное принятие ребенка.
Цель |
Сформировать позицию, что такое коллектив |
|||||||||
Задачи |
- развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; |
|||||||||
Планируемый результат
|
Предметные |
Определение понятия коллектив, виды коллективов, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Чтобы быть коллективом», умение разбираться в своих поступках. |
||||||||
Личностные |
Формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои поступки и слова. |
|||||||||
Метапредметные |
Поиск и извлечение значимой информации. |
|||||||||
УУД |
Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание качества и уровня усвоения материала, способность определять цель. |
|||||||||
Организация пространства |
||||||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||||||
Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм слов). Чтение (знание произведений) |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, викторина. |
Мультимедийная презентация. Выставка рисунков. Выставка книг. Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова. Притча. Рабочие тетради. |
||||||||
Умения, характеризующие достижения результата:
|
||||||||||
Тип занятия: новая тема. |
||||||||||
Структура занятия: 1 этап. Мотивация к деятельности. Определение цели и темы урока. 2 этап. Учебно-познавательная деятельность. а) Актуализация знаний учащихся. 3 этап. Закрепление. 4 этап. Рефлексия. Итог занятия. |
||||||||||
I этап. Мотивация к деятельности |
||||||||||
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению целей и темы учебного занятия. |
||||||||||
УУД: Познавательные: Формулирование проблемы. Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место. Личностные: обеспечение мотивации учащихся. |
Деятельность учителя: 1. Приветствие. Учитель приглашает всех сделать большой круг и поиграть игру «Здравствуй, друг». слайд - Здравствуй, друг! - Ты милее всех вокруг! Пожмите руку другу. Присаживайтесь за парты. Мне очень интересно с каким настроением вы пришли на урок. Поэтому урок начнем с выбора настроения. слайд Смайлик веселый – вы полны энергии, готовы активно работать. Смайлик с улыбкой – вы спокойны и настроены на работу. Грустный смайлик – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства. Кто выбрал грустного смайлика, мы поможем течение всего урока приобрести спокойствие и настроиться на урок. Удачи всем. |
Деятельность обучающихся: Выбирают смайлик с настроением. Дети становятся в круг и по очереди обращаются друг к другу с такими словами. |
||||||||
. Определение цели и темы урока. |
Дают ответы на вопросы |
|||||||||
|
- И как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о коллективе) Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать! |
Формулируют тему и цель занятия. |
||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||||||||
1. Актуализация знаний обучающихся |
||||||||||
Цель: актуализация знаний учащихся о коллективе, видах коллектива |
||||||||||
УУД: Регулятивные: Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать) |
Деятельность учителя: Послушайте древнюю притчу. У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок. |
Деятельность обучающихся: Слушают притчу. |
||||||||
Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач. |
- Обсудите в паре вопросы, которые видите на слайде. Дружба |
Обсуждение вопросов в паре.
Подготовленный ученик читает стихотворение
|
||||||||
2. Работа по теме. |
||||||||||
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала |
||||||||||
УУД: Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия. Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную. Коммуникативные: высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция и оценка действий.
|
Деятельность учителя: 2.- Как вы считаете, каким коллектив должен быть? |
Деятельность обучающихся: Называют группы людей с общими интересами. |
||||||||
- Кто читал басню Крылова И.А. «Лебедь, Щука и Рак»? О чем в ней говорится? |
Опрос по басне Крылова
Тянут стул в разные стороны, делают вывод. |
|||||||||
Физическая минутка |
||||||||||
Цель: проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка |
||||||||||
УУД: |
Деятельность учителя: |
Деятельность обучающихся: |
||||||||
III этап. Закрепление. |
||||||||||
Цель : выявление пробел, формирование у обучающихся умения выделять и исправлять ошибки. |
||||||||||
УУД: Личностные: умение соотносить поступки, выделять нравственный аспект поведения Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: управление поведением партнера выражать свои мысли, работа в группе, участие в диалоге, сотрудничество Познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии. |
Деятельность учителя: 1. К какому виду относится наш коллектив? Всегда ли вы понимаете друг друга? Почему? - А что нужно для того чтобы вы понимали друг друга? - А какими вы должны быть? - Самое главное - ЗАХОТЕТЬ понимать других. |
Деятельность обучающихся: Отвечают на вопросы. |
||||||||
2. Чтение текста в учебнике с. 65. «Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть» (Л.Шестов) «Чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» (М.Горький) - А какие для этого нужны усилия? |
Читают текст учебника.
|
|||||||||
|
3. Разыгрывание ситуаций. |
Разыгрывают ситуации, отвечают на вопросы. |
||||||||
IV этап. Рефлексия. Итог занятия. |
||||||||||
Цель: формирование у школьников самооценку, оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных целей |
||||||||||
УУД: Личностные: смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос) Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции. |
Деятельность учителя: - Эти нормы и правила вами составленные, помогут вам учитывать индивидуальность одноклассника и реагировать на его поведение. - Почему не следует принимать никаких решений в гневе? - Как к тебе относятся одноклассники? - Что в вашем понимании слово коллектив? Словарь Ожегова Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились. Я надеюсь - урок для вас прошел с пользой. Выберите смайликов настроения. Д/З нарисовать Дерево дружбы коллектива 4а класса |
Деятельность обучающихся: Отвечают на вопросы. Оценивают актуальность занятия. |
||||||||
|
- Я предлагаю закончить урок, встав в хоровод, взяться за руки и послушать стихотворение: Нас в нашем классе 25. - Поднимите руки вверх и громко произнесите: «Один за всех и все за одного!» |
Выбирают смайлики настроения. Подготовленный ученик читает стихотворение |
Используемая литература
- Морозова В. «Я познаю мир». Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. – М.: АСТ; «Астрель», 2002.
- Астахов П.А «Я и семья». / . – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.
- .Чудакова Н. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Филол. О-во "СЛОВО"; Эксмо, 2006. – 495 с.: ил.
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики», 4 класс учебник для общеобразовательной организации, 4-е издание, М. «Просвещение», 2017.