В условиях современного мира, высоких технологий, быстрого темпа жизни ответственность за воспитание подрастающего поколения всё чаще переходит из семьи под юрисдикцию школы. Классный руководитель, являясь представителем школы, берёт в свои руки дело воспитания, нравственного и культурного развития детей и подростков.
Многие считают, что классный руководитель играет важную роль только на начальном этапе образования, когда он ведет большинство предметов в классе и проводит с детьми большое количество времени. Однако, тем более значима активная роль классного руководителя среднего звена, где педагог вынужден искать способы более тесного общения со своими подопечными.
Москва является одним из наиболее быстро развивающихся регионов нашей страны. С одной стороны, это дает массу возможностей для получения образования, для развития и высокого уровня жизни. С другой стороны, Москва - территория повышенной опасности в виду густой заселенности, большого количества транспортных средств, доступности запрещенных веществ. Москва - город соблазнов. И здесь особую значимость приобретает классный руководитель - человек, в чьи обязанности входит организация внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, мотивация подрастающего поколения, развитие уникальных способностей каждого ребенка, воспитание активного гражданина. Задача московского классного руководителя - сделать так, чтобы у ребенка не возникало сомнений в том, какой путь выбрать в жизни. Классный руководитель должен найти средства для того, чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в совместную деятельность, направить в нужную сторону, уберечь от соблазнов. Для выполнения таких сложных и важных задач педагог обязан найти в себе силы полностью посвятить себя своей работе. Классный руководитель должен отдавать себе отчет в том, что для качественного выполнения своих обязанностей ему придётся работать практически круглосуточно. Это не только работа внутри здания школы, это организация экскурсий, поездок, походов, выездных мероприятий, работа с учителями-предметниками и тесное взаимодействие с родителями.
В таких условиях совершенно необходимо классному руководителю самому иметь активную жизненную позицию, быть источником энергии и вдохновения для своих подопечных. Неотъемлемыми качествами настоящего классного руководителя должны стать открытость, искренность, дружелюбие, способность найти подход к каждому ребенку, повышенная работоспособность, готовность работать в тяжелых условиях, стрессоустойчивость. Совершенно недопустимо принимать на себя обязанности классного руководителя из финансовых соображений. Педагог должен понимать свою ответственность, свою роль в воспитании человека. Только при условии готовности принять на себя эту ответственность педагогу следует становиться классным руководителем.