Эзоп «Лиса и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»

Разделы: Начальная школа


Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград».

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;
  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре, в группе.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль  за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение 3 класс. 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть», тетрадь на печатной основе, videouroki, карточки для общей таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок  -
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре -
Смело четко говорим
И тихонечко сидим

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II Подготовка к основному этапу

Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний

- Установи соответствие

Иван Андреевич

 Дмитриев

Лев Николаевич

 Крылов

Александр Ефимович

 Толстой

Иван Иванович

 Измайлов

- Кто может назвать тему урока?
- Что такое басня?
- От какого слова произошло слово «басня»?
- Чем отличаются басни от других жанров фольклора?
- С какими баснописцами знакомы?

Работают в паре. Вспоминают изученный материал 2 класса.
Высказывают предположения о теме урока. Делают прогноз

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу
Регулятивные: формулируют учебную задачу
Познавательные: формулирование познавательной цели
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

III Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Ознакомление с содер-жанием басен.

- Прослушайте сообщение о баснописце Эзопе
- Прочитаем басню вслух.
- Какое слово не понятно? 
(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых  кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
- Кто герой? (Лисица.)
- Какая история с ней произошла?
- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите мораль. Где она находится?
- Прочитайте.
- Как вы её понимаете?
- Что значит «винить обстоятельства»? 
- Попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

Слушают подготовленное сообщение товарищем

 

 

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

IV Физ. минутка

Гимнастика для глаз

Направлена на сохранение здоровья детей. (электронный ресурс)

Выполняют упражнения для глаз

 

V Работа по теме урока (продолжение)

Ознакомление с содер-жанием басен.

- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
- Что вы помните об Иване Андреевиче Крылове?
- Прослушайте биографию баснописца? Запишите в тетрадь биографические данные о которых вы не знали или забыли (videouroki )
-Прослушайте басню.
- Понравилась вам басня?
-  Прочитайте басню еще раз про себя.
- Какие слова требуют объяснения?
- Где можно найти значение этих слов?
- Найдите и прочитайте их значение.
Рделись  - выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира

 

 

 

Слушают и записывают в тетрадь биографические факты, читают написанное, слушают аудиозапись басни,
Отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

VI Работа по теме урока. Cравнение басен

Проведение сравнительного анализа басен

- Сравним две басни, работая в группах, по плану:
1. Форма изложения (в прозе или в стихах).
2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
3. Герой.
4. Построение басни (повествование, мораль)

Проверка выполненной работы.

- Если в басне И.А.Крылова мораль?
- Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? 
- Как вы ее понимаете?
- Как называется такая мораль?
(скрытой).

Работа в группах по плану в тетрадях

Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, осознание того, что уже усвоено
Коммуникативные:
взаимодействие в группе, инициативное сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, контроль культуры речи

VII Рефлексия

Совершенствование себя и своих знаний

- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?
- Достигли ли мы их?
- Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен?
- Чему нас учат эти басни?
- Оцените свою работу

Оценка деятельности. Рассуждают, высказывают свои мнения

Формировать личностные УУД: осознание ответственности за общее благополучие.

VIII Дом. задание

Развитие памяти, выразительного чтения

- Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» или Эзопа по желанию

Записывают дом. задание в дневник

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу