Тренинг «Я учусь общаться»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: тренинг, тренинг общения


Целевая аудитория: обучающиеся 5–9-х классов.

Длительность занятия: 40 минут.

Цель занятия заключается в развитии у обучающихся коммуникативных умений.

Задачи:

  • Развитие вербальных и невербальных средств коммуникаций.
  • Обучение учёту индивидуальных особенностей человека в процессе общения.
  • Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: карточки с темами для разговора, карточки со словами, шарф, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Начало тренинга. (1 минута)

Ведущий. Коммуникативные навыки это умение  легко  и непринужденно говорить, умение красиво выстраивать рассказ, умение слышать и слушать говорящего, умение договариваться с другими. Всё это важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха в жизни человека. Поэтому мы сегодня проведём на нашем тренинге несколько упражнений по развитию коммуникативных умений.

2. Упражнение «Хлопки». (1 минута)

Ведущий. Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
- на улице хорошая погода,
- у меня хорошее настроение,
- я готов к работе в нашей группе,
- я думаю, что будет интересно на занятии,
- я рад, что скоро каникулы.

3. Упражнение «Карусель». (2 минуты)

Группа разбивается на два круга — внешний и внутренний — друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо — к другому партнеру и выполняют следующие задания:
- побороться руками,
-  помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.

4. Упражнение «Стеклянная дверь». (10 минут)

Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями. Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.

Вопрос для обсуждение:

С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?

5. «Скажи мне мой секрет». (10 минут)

Ведущий: «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача — отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».
Примерный набор слов: ворона, вор, йога, аквариум, кисель, мультфильм, адрес, водка, восход, вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.

6. Упражнение «Диалог». (5 минут)

Требуются 2-а добровольца. Им дается задание: поговорить друг с другом, но каждый должен говорить на свою тему. Темы написаны на карточках:

- Рассказать об интересном фильме.

- Рассказать, как сильно у тебя болит зуб.

- Рассказать об интересных каникулах.

- Рассказать, как ты получил двойку.

Эти темы знают только говорящие на них.

Затем диалог обсуждается:

- О чем говорил каждый?

- Почему получился или не получился диалог?

7. Упражнение «Слепой, глухой, немой». (10 минут)

Участники делятся на тройки. Выбирают себе роли: слепого, глухого, немого.

Отсюда следует: слепой не видит (закрывает глаза), немой не говорит, глухой не слышит.

Ведущий дает инструкцию участникам, которые играют роль немого – договориться о встрече в определенном месте в нужное время (инструкция может быть в печатном варианте).

При выполнении задания пользоваться пишущими предметами нельзя.

1 задание – договориться покрасить забор.

2 задание – встретиться на вокзале в 7 вечера

Вопросы для обсуждения:

- Каким образом вам удалось договориться?

- Как вы думаете, почему нас или мы не всегда понимаем собеседника?

8. Обратная связь. (1 минута)

Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:

  • кулак с поднятым большим пальцем вверх — понравилось, хорошо;
  • кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, плохо;
  • горизонтальная ладонь — средне, так себе.