Урок "Буквы О – А в корнях -рос-, -раст-, -ращ-". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: 5.

Учебник: УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля.

Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.

Предметные результаты:

  • ученик усвоит правило написания чередующихся -а- и -о- в корне слова, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания;
  • соблюдать орфографические нормы в процессе письма;
  • объяснять выбор написания в устной и письменной форме;
  • обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
  • совершенствует навык различения чередующихся -а- и -о- в корне слова;
  • выявит и освоит способы действия при выборе чередующихся -а- и -о- в корне слова; обозначать корни в словах.

Ученик научится: умению определять написание чередующихся -а- и -о- в корне слова.

Личностные результаты: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

1. Приветствие учащихся
2. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

Личностные:
проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Самоопределение к учебной деятельности

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):
Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске:

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
- Что изучает морфемика?
- Какие морфемы знаете?
- Что такое чередование звуков?
- Какая тема прошлого урока?

Регулятивные: целеполагание; 
Коммуникативные:
ответы на вопросы.
Познавательные:
доказательства.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Задает вопросы,
подводит обучающихся к формулировке темы и цели.

Прим..рить платье, прим..рить друзей, флаг разв..вается, ребенок разв..вается, р..сли деревья, возр..ст, выр..щенные цветы
- Какое правило применили?
- Все ли слова смогли проверить?
- Почему же не смогли проверить слова росли, возраст, выращенные?
- О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?
- Какая тема сегодняшнего урока?

3. Актуализация знаний.

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, составляют алгоритм самостоятельно
(в парах, группах).

Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи.
Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о-а в корнях -РОС-,
-РАСТ-, -РАЩ-.
Предлагает проверить свою работу по слайду.
1. Выделить корень.
2. Определить значение корня.
3. Найти признак, определяющий выбор букв О или А.
4. Выбрать букву О или А.

 

Познавательные:
устная работа по заявленным вопросам;
работа с учебником;
выполнение упражнений.
Регулятивные:
работа в группах
Коммуникативные:
 организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; планирование общих способов работы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Дети высказываются, делают вывод о правописании корней.

Предлагает  прочитать правило на стр.35 (Русский язык, 5 класс, 2 ч.) учебника, сопоставить со своим алгоритмом и сделать вывод о правописании гласных о-а в корнях РОС, РАСТ, РАЩ. Обращает внимания на исключения из правил: росток, Ростислав, отрасль.

- Рассмотрите таблицу в учебнике на стр.34, определите условия написания О и А в корнях с чередованием.

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
 Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Первичная проверка понимания

Учащиеся проговаривают в парах условия написания корней РОС, РАСТ, РАЩ и осуществляют взаимопроверку.

Предлагает выполнить упр.451, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы.

Задание упр.: записать слова, пользуясь алгоритмом выбора букв О, А; вставить пропущенную букву, графически выделить орфограммы.

Познавательные:
умение находить нужную информацию.
Регулятивные:
умение решать проблемы.
Личностные:
способность самооценки своих действий.

6.Физкульт
минутка

Учащиеся выполняют упражнение.

Игра “Хлопок”. Учитель диктует слова с чередующимися А и О в корне. Если в слове есть А – хлопок.

Излагать, изложение, росли, возраст, предлагать, уложить, прирастать, предполагать, изложить.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7. Закрепление нового материала

Выполняют самостоятельную работу.
Осуществляют самопроверку по слайду.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
Организует деятельность по применению новых знаний

1. Распределительный диктант
Распределите слова по столбикам:
предл…гать ничью, прил…жение к журналу, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, пор…сль,  р…стительная пища, дубы разр…слись, Р..стислав, выр..щенная фасоль, зар..сли тростника.
2. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Волги.
2. Эти места удивляют богатой _______________.
3. Быстро ___________ на берегу палатки.
4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
Слова для правок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения

 Познавательные:
выполнение задания;
самостоятельная работа.
Коммуникативные:
возможность сотрудничества.
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока
Личностные:
успешно выполненные задания;
самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

8. Информация о домашнем задании

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Объяснение по выполнению домашнего задания

Базовый: упр.453
Повышенный (творческое задание): сочинить сказку о корнях с чередованием

Личностные:
самостоятельный выбор домашней работы.
Развитие регулятивных:
выполнение всех требований к домашней работе
Коммуникативные:
обсуждение возникающих затруднений по домашней работе

9. Рефлексия

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 

 Предлагает ответить на вопросы:

- Какой из этапов урока вызвал затруднение?
- Что помогло решить проблему?
Продолжите предложения:
- Я узнал...
- Мне понравилось...
- Я открыл для себя...
- Было интересно...

Личностные:
осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Выставляет оценки за урок, озвучивая критерии оценивания и отмечая динамику каждого ребенка.