Урок русского языка по теме "Корень с чередованием согласных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: организовывать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.

Задачи:

  • Образовательные - наблюдать за словами с чередованием согласных звуков в корне слова; создать условия для осознания родственных слов с чередованием согласных в корне; формировать умение правильно выделять корень слова.
  • Развивающие - развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);-развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации;
  • Воспитательные - воспитывать аккуратность; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка; воспитывать желание выражать свое мнение, отстаивать свою позицию, воспитывать умение работать в коллективной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг.момент

слайд №1

Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

Настраиваются на урок.

Личностные  (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний

Открываем тетради, записываем число и классная работа
Отгадайте загадку: слайд №2 (открыт на  доске)

- Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

- Я  упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.

Двенадцатое ноября.
Классная работа.

Отгадка - корень

Познавательные (умение извлекать информацию из задания)
Коммуникативные
(умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции)
Личностные 
(развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

О чём будем говорить на уроке? Какие орфограммы в корне мы знаем? Как проверяем?
Открываем тетради, записываем число и классная работа
Индивидуальная работа на карточках. (орфограмма парного согласного в корне)
Ответы учащихся: безударные гласные и парные согласные.
Несколько человек работают на карточках.

На минутке чистописания напишем две буквы, которые есть в слове корень, первая обозначает согласный парный глухой твёрдый звук, вторая - гласный безударный.
Обратите внимание на порядок следования и соединения.
Слайд №3 (открыт на доске)
Составьте предложение из слов: снег, на, лёгкие, опускались, снежинки

(пов., невоскл.)
Определите грамматическую основу, части речи.
Цель высказывания предложения и интонацию.

- Найдите в предложении родственные слова.

Пишут:
ке  ек кее еек  кеее   ееек

 

 


- Какие слова называются родственными?
- Оба условия правила выполняются? (общая часть и близкие по значению)
Ответы учащихся: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению.
Ответы учащихся: Нет. Только одно условие: близкие по значению.

3. Постановка учебной задачи

Слайд 4
Корни могут изменяться, но родными оставаться:
Бок - бочок, друг - дружок, пущу - пускать, лечу - летать,
Какими нам слова считать, их будем однокоренными
Какие новые знания о корне и родственных словах нам сегодня откроются? Откройте учебник, стр. 102,
Прочитайте правило стр.102 слайд №5
урок 41. Какая тема урока? - Слайд №6

 Дети выявляют затруднение:
-Узнать, может ли корень в родственных словах отличаться в написании?
Учащиеся читают текст рубрики с примерами.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

4. Построение проекта выхода из затруднений Знакомство с таблицей слов с чередованием согласных в корне

Дальнейшее наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня и запоминание наиболее частых чередований.сл.7

Упр. №1, стр102 - выполняется фронтально, устно. (Учащиеся читают каждую строчку в таблице)
Учащиеся участвуют в диалоге.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

5. Физминутка

Слайд №8

 

 

6. Первичное закрепление

Фронтальная работа СЛАЙД №8
Подберите однокоренные слова с чередованием согласных звуков. Однокоренное слово должно иметь уменьшительно-ласкательное значение.
Было слово сапог, потом появилось слово, называющее маленький сапог, но людям было неудобно произносить «сапогок», и произношение корня изменилось. Также неудобно было, называя человека, который делает сапоги, произносить «сапогник», и слово стало произноситься как сапожник. Значение корня при этом совсем не изменилось, ведь слова сапог, сапожок, сапожник родственные.
Упр. № 3, стр. 104 (Сережа сказал, что в паре слов жучок- сучок есть чередование согласных [ж//с]. Прав ли Сережа? Докажи свое мнение.
Подвести учащихся к выводу: чередование согласных наблюдается в конце корня, в данном случае Сережа подобрал слова с разными первыми звуками.

берег - бережок
каблук - каблучок
сапог - сапожок
луг - лужок

 

 

Упр. № 3, стр 104 (учащиеся участвуют в диалоге).

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации;
построение логической цепи рассуждений;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

7. Работа в паре
Включение новых знаний в систему знаний

- Допиши ряды слов. Подчеркни чередование в корнях.
(упр. №4, стр. 104)

Упр.4, стр. 104 (работа в парах)
Организуется
взаимопроверка.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответст
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

8. Рефлексия деятельности

 

Д/3

- Что узнали нового на уроке?
Слайд Самооценка по волшебной линеечке.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? (Выставление оценок за урок с комментированием)

Домашнее задание.

Упр.2, стр. 103

Учащиеся проводят самооценку своей деятельности

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию)