Месяц |
Неделя |
Деятельность в рамках НОД «Познание» |
Совместная деятельность |
сентябрь |
1 |
Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам подготовиться к празднику осени». (украсить дома гирляндами из цветов. (По правилу, записанному в табл. 50.) |
Дидактическая игра «Магазин». |
2 |
Упражнение: «Посадим цветы на клумбах». (Дети определяют по карточкам-символам свойств (или по карточкам-символам отрицания свойств) форму и размер цветочка, находят среди лежащих в коробке цветок, соответствующий условиям задачи). |
Дидактическая игра «Художники». | |
3 |
Упражнение: «Построим дорожки в Фигуроляндии» (По карточке-инструкции) |
Дидактическая игра «Продолжи ряд». Дается карточка «образец» порядка выкладывания фигур. | |
октябрь |
1 |
Упражнение: «Самостоятельная работа» (Выбрать среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и разложить их в соответствующие пустые окошки карточки. |
Дидактическое упражнение: «Поможем геометрическим фигурам найти свои вагончики в поезде». |
2 |
Упражнение: «Поможем звездочету написать письма». (Для данного задания используются блоки, прикрепленные к магнитной доске, карточки-письма и карточки-символы свойств. |
Игра «Найди пару». (по форме и величине). Развивать внимание, закреплять умение выделять заданные фигуры из общего количества фигур. |
|
3 |
Упражнение: «Поможем Пилюлькину разложить пилюли по коробкам». (Разложить блоки (пилюли) в таблицах (коробках), ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств. |
||
4 |
Упражнение: «Развезем пирожное по магазинам». (Дети развозят «пирожное по магазинам, ориентируясь на карточки-символы свойств установленные на развилке дорожек). |
||
ноябрь |
1 |
Упражнение: Самостоятельная работа. (Разложить детали к автомобилям по контейнерам. Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы свойств и карточки символы отрицания свойств). |
Дидактическая игра «Цепочка». |
2 |
Упражнение: «Исправим ошибку Незнайки и заменить детали в контейнерах». (По карточкам-символам выяснить, какими признаками новая геометрическая фигура (деталь) должна отличаться от фигуры (детали), которую мы меняем. Из логических фигур выбрать ту, которая удовлетворяет заданным правилам и поменять одну на другую.). |
Игра на внимание «Какой фигуры не достает на карточке». |
|
3 |
Упражнение: «Поможем работникам почты рассортировать посылки». (Разложить посылки согласно карточкам-инструкциям. На карточке-инструкции цифра - порядковый номер полки; закрашенный кружок-ячейка, в которую необходимо положить посылку(блок); карточки-символы свойств-цвет, форму и размер посылки (блока Дьенеша). |
Дидактическая игра «Второй ряд». Выкладывание фигур по образцу, изображенному на карточке в первом ряду. |
|
4 |
Упражнение: «Разложим посылки по машинам». (С помощью таблицы-подсказки заполнить таблицу и узнать, какая машина посылки какой формы должна повезти. Разложить посылки по машинам с помощью цифр, стрелочек и карточек-символов свойств, записанных на доске). |
Ситуация упражнение «Построи необычные автомобили». |
|
декабрь |
1 |
Упражнение: «Отправляем письма деду Морозу». (Дети определяют признаки недостающей фигуры (марки) в каждой таблице. Затем выбирают из логических фигур(марок) лежащих в коробке, ту, которая удовлетворяет заданным условиям, и приклеивает её к конверту вместо соответствующей цифры). блок). |
Дидактическое упражнение «Найди недостающую фигуру». |
2 |
Упражнение: «Приготовим антивирусное лекарство для гномов-помощников деда Мороза». |
Дидактическая игра «Укрась ёлочку». |
|
3 |
Упражнение: «Поможем деду Морозу добраться, заменив указатели на пути к детскому саду». |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
|
4 |
Упражнение «Самостоятельная работа». |
Ситуация-упражнение «Ёлочная гирлянда для незнайки». |
|
январь |
1 |
Упражнение «Спасаем парк от мусора». (Собрать «мусор» в специальные контейнеры-утилизаторы. Разложить блоки (мусор) по отделениям таблицы (коробки), ориентируясь на указанные основания классификации. |
|
2 |
Упражнение «Найдём сокровища с помощью карты». (Дети выбирают какие ряды таблицы (вертикальной и горизонтальной) необходимо заполнить цифрами и фигурами черного цвета. Кладут в каждую клеточку выбранного ряда фигуру заданной условиями задачи формы и заданную условиями задачи цифру). |
Дидактическая игра «Цепочка». |
|
3 |
Упражнение «Откроем сундук с сокровищами». (Сундук закрыт на четыре замка. С помощью письма-подсказки открыть последовательно замки (карточки-символы свойства «цвет» и карточки-символы отрицания символа «цвет»). С помощью карточек-символов дети заполняют каждую ячейку таблицы). |
Дидактическая игра «Найди клад». |
|
февраль |
1 |
Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации-и обозначают их с помощью карточек символов свойств). |
Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?» |
2 |
Упражнение «Поможем Элле зажечь фонарики». (По карточке-подсказке дети выбирают заданный правилом блок (лампочку) и прикрепляют его к палочке-фонарику. Все карточки двухсторонние. С одной стороны карточки приклеены картинка палочки какого-либо цвета. С ругой стороны с помощью карточек-символов отрицания свойств блоков (лампочки) указывается заданный условиями задачи блок (лампочка) для палочки). |
Дидактическая игра «Волшебное зеркало». Выложить фигуры в обратном порядке. (карточка) |
|
3 |
Упражнение Игра «Рыболовы». (в ведре с водой плавают блоки (рыбки). Рыбак ловит на удочку блок (рыбку), кто первый отгадал все три свойства пойманной рыбаком фигуры, станет новым рыбаком. |
|
|
4 |
Упражнение «Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам». (Коробки обозначены символами-свойств). |
Ситуация проблема «В гости пришли матрешки большая и маленькая они не могут подобрать пуговицы к платьям». |
|
март |
1 |
Упражнение «Построим дорожку для Мальвины». (На доске прикреплены прикреплена таблица-дорожка. У детей карточки видоизменения (цвета, величины, цвета). Дети строят дорожку из карточек согласно заданному правилу. После того как дорожка будет построена, карточки переворачивают и проверяют правильность выполнения задания. Если при строительстве дорожки были допущены ошибки, их анализируем и исправляем. |
Дидактическая игра «Прятки». |
2 |
Упражнение «Самостоятельная работа». (с помощью стрелочек и геометрических фигур записать правило строительства необычной фигуры (табл. 1г.)). |
Дидактическая игра «Найди пару другого цвета». |
|
3 |
Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети определяют признак недостающей фигуры в каждой таблице, выбирают среди лежащих в тарелочке логических фигур те, которые обладают данным признаком, и прикладывают их к атласной ленточке. (Украшение) |
Логическая игра «Домино». |
|
4 |
Упражнение «Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки». (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной). |
Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру». |
|
апрель |
1 |
Упражнение «Поможем Звездочету написать письма. Самостоятельная работа». (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств). |
Дидактическая игра «Четвертый лишний». |
2 |
Упражнение-игра «Найди и покажи». (Воспитатель показывает детям по очереди карточки-загадки. Дети находят среди блоков (камней), лежащих в тарелочке, соответствующий блок (камень)-отгадку и показывает его воспитателю. По итогам выполнения каждого задания воспитатель дает (или не дает) детям фишки. В конце игры посчитать очки и назвать победителя. |
Игра на внимание «Найди что изменилось» |
|
3 |
Упражнение-игра «Положи в круг». (Прикрепить к доске две атласные ленточки, так, чтобы получилось два пересекающихся круга и 16 блоков. Рассмотреть карточки (рис 18), подумать на какие вопросы нужно будет ответить.) Одно очко заработает тот, кто положит камни внутрь кругов без ошибок. Два очка заработает тот, кто сможет правильно ответить на один из вопросов, который написан в карточках. |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
|
4 |
Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети по карточкам-инструкциям выбирают логические фигуры (конфетки), которые удовлетворяют заданным правилам, и меняют одну фигуру (конфетку) на другую. |
Дидактическая игра «Прятки». |
|
май |
1 |
Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках). |
Логическая игра «Домино». |
2 |
Упражнение «Самостоятельная работа». |
Дидактическая игра «Найди клад». |
|
3 |
Упражнение-игра «Построим дорожку из волшебных камней». (Подбросить 2 кубика (с изображениями символов-свойств на гранях кубика) и определить какими признаками должен обладать блок (камень) для строительства дорожки. Определив признаки блока (камня), найти блок (камень), соответствующий условиям задачи, среди лежащих в коробке и прикрепить его к доске. Положить кубики в коробку и передать ход другому участнику. |
Дидактическая игра «Прятки». |
Перспективный план работы с блоками Дьенеша в подготовительной группе
- Созонтова Алевтина Витальевна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками