Рассмотрим возможности поэтапного формирования ключевых компетенций школьников (классификация А.В.Хуторского) на основе УМК «Английский в фокусе».
Ценностно-смысловые компетенции
Являются важным условием становления личности, формирования её мировоззрения, понимание общечеловеческих принципов бытия. Выбора целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятия решений.
5-6 классы | 7 класс |
8-9 классы |
6кл. Приложение Song Sheets SS1 Ученики слушают песню и находят причины, почему счастлив исполнитель, отвечают на вопросы о своей семье: Как ты относишься к своим родственникам? Счастлив ли ты в семье? Почему? |
Стр.80 Born free упражнения развивают навыки монологической речи. Учащиеся выражают и аргументируют свое отношение к прочитанному (воспитывается толерантное отношение к мнению других, умение работать в парах) |
- Появляется рубрика Think! |
Общекультурные компетенции
Позволяют обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.
5-6 классы | 7 класс |
8-9 классы |
5кл., стр.96, упр.1 знакомит учащихся с культурой и традициями разных стран мира Стр.81 Culture Corner - достопримечательностями англоговорящих стран |
В приложение Spotlight on Russia структурно выдерживается подход «диалога культур» |
9кл., стр.86-87 Literature знакомит учащихся с творчеством В.Шекспира и его комедией «Венецианский купец» |
Учебно-познавательные компетенции
В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
5-6 классы | 7 класс |
8-9 классы |
6кл., стр.11: Culture Corner. Изучив рубрику Study Skills, учащиеся структурируют в схеме основное содержание текста и составляют пересказ с опорой на схему |
Рубрика Now I can позволяет ученику провести самооценку своих достижений |
Вводная страница каждого модуля мотивирует учащихся на работу по теме, подводит к постановке личных целей в овладении материалом. Учащиеся отмечают материал, который на их взгляд будет особенно полезным |
Информационные компетенции
Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.
5-6 классы | 7 класс |
8-9 классы |
5кл., стр.96, упр.2 развивает умение пользоваться одноязычным толковым словарем, понимать значение слов по дефинициям |
Стр.51, упр.3 учащиеся составляют монологическое высказывание о технических новинках с опорой на график. В качестве домашнего задания им предлагается составить подобный график на основе опроса, проведенного в классе |
8кл., стр.49, упр.8 отмечено значком ICT, значит, для написания биографии известного человека учащимся предлагается воспользоваться Интернетом |
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.
5-6 классы |
7 класс |
8-9 классы |
5кл., стр.33 Across the curriculum. Памятка, размещенная на данной странице, знакомит учащихся с правилами совместной работы в парах, группах |
Стр.60, упр.7 – развитие умения репродуктивного письма (написание открытки с места отдыха) |
9кл., стр.35, упр.7 отмечено значком RNE (задание экзаменационного типа) - личное письмо другу на одну из предложенных тем |
Социально-трудовые компетенции
Обучающийся овладевает первоначальными навыками социальной активности и функциональной грамотности, которые необходимы для жизни в современном обществе.
5-6 классы |
7 класс |
8-9 классы |
6кл., стр.77, упр.6. Работая в группах, командах, учащиеся формулируют правила, принятые для студентов-квартирантов и оформляют плакат |
Стр.62 English in Use. Развивая навыки диалогической речи, подростки одновременно учатся речевому этикету в ситуации «Бронирование места в летнем лагере» |
8кл., урок 5е. Обсудив на уроке проблему замусоренности, учащиеся пишут сочинение, предлагая свои способы решения проблемы |
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
5-6 классы |
7 класс |
8-9 классы |
6кл., стр.26-27 Road Safety содержит ряд упражнений, напоминающих учащимся правила поведения на улице и в транспорте |
Стр.76, урок 8в воспитывает экологическую культуру, |
Страница Going Green мотивирует учащихся на изучение экологических проблем (экологически чистый транспорт, одежда, упаковка) |
Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Английский в фокусе» предоставляет большие возможности для комплексного формирования ключевых компетенций школьников в урочной деятельности.
Экспертиза УМК «Английский в фокусе»
Актуальность использования современного УМК «Английский в фокусе» в обучении заключается в его функциональности, т.е. ориентации на реальное использование, так как он создает иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором успешного овладения иностранным языком.
Удобство для ученика. Работа над функционально аутентичным материалом приближает учащегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному аутентичному употреблению языковых средств в речи. Серьезная программа по грамматике учитывает потенциальные сложности учащихся, чьим родным языком является русский. Учебник содержит приложение, Грамматический справочник, который доступно и доходчиво объясняет грамматический материал, так что даже учащиеся 5-6 классов могут самостоятельно разобраться в нем. В конце каждого модуля есть раздел Progress Check с заданиями на самопроверку.
Существенным дополнением является и русскоязычный Word List - список слов и выражений, изучаемых в каждом отдельном модуле. Активная и пассивная лексика выделена разными цветами, что делает процесс повторения более удобным.
Данное учебное пособие значительно расширяет кругозор и представления учащихся о жизни и культуре англоязычного мира. Страничка Culture Corner, обязательный компонент каждого модуля, знакомит школьников с традициями и достопримечательностями англоговорящих стран.
Темы УМК раскрываются в форме сопоставления различных мнений, что способствует развитию личности, формированию активной гражданской позиции учащихся и критического мышления.
Польза для общества. Воспитать в учениках чувство любви к Родине, обучая их английскому языку - немаловажная задача. Имеющееся в учебнике, оформленное в виде молодежного журнала приложение Spotlight on Russia во многом способствует решению этой задачи. Учащиеся читают и извлекают информацию о культуре и выдающихся деятелях России, что способствует дальнейшему развитию их познавательного интереса к истории и вызывает чувство гордости за свою страну. Кроме того, целый ряд проектных работ, предлагаемых для выполнения, предполагает обращение учащихся к темам малой Родины, праздников и традиций, социокультурных особенностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотизма у подростков.
Удобство для учителя. Издательство «Просвещение» предлагает учителям методическую поддержку на сайте издательства, чем могут похвастаться немногие отечественные УМК. У учителей появляется возможность получать профессиональные рекомендации от авторов учебника, возможность бесплатно скачивать на сайте аудиокурсы, календарно-тематическое планирование, книги для учителя и дополнительные упражнения. Кроме того, на данном сайте существует раздел Teachers’ Portfolio, где творчески мыслящие учителя могут поделиться своими разработками в виде презентаций и упражнений к учебникам «Английский в фокусе» для разных классов.
Современные подходы к обучению. Задания УМК построены с учетом современных педагогических технологий: технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение, проектная технология, ИКТ-технология. Практически каждый урок предполагает проведение «мозгового штурма», составление кластера с последующим изучением каждого блока, формулировку темы с опорой на картинки или тексту, рефлексию с проговариванием новых слов и фраз. Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер. Использование данных технологий позволяет сформировать ключевые компетенции учащихся.
Ценность учебного материала. Затрагиваемые в УМК «Английский в фокусе» темы разнообразны и актуальны. Авторы учебника касаются таких насущных интересов подростков, как современная музыка и кино, технические новинки, проблемы молодежи. Эти темы школьники с удовольствием обсуждают на уроках английского языка, так как они вызывают живой интерес у учащихся. Хотелось бы отметить и то, что данный УМК насыщен и более серьезными темами, затрагивающими глобальные проблемы человечества: защиты окружающей среды, исчезающих видов животных, проблемы дискриминации и трудоустройства, что заставляет подростков задуматься об окружающем их мире.
Удобство для сдачи экзамена. Многие учителя стараются выбрать учебник, который был бы максимально нацелен на подготовку учащихся к итоговой аттестации. В учебниках «Английский в фокусе» 8-9 классов предусмотрены задания экзаменационного формата, обозначенные особым знаком RNE. Отмечу, что эти задания не единичны (в каждом модуле 4-6). Рассмотрим модуль 3 учебника «Английский в фокусе-8»: урок 3а, упр.2 -тренировочное задание на поисковое чтение с «множественным выбором»; урок 3в, упр.6в - тренировочное задание на аудирование с выборочным извлечением заданной информации; урок 3d, упр.2 - задание лексико-грамматического типа; упр.6 - задание по аудированию с пониманием основной идеи; упр.8, стр.49 и упр.7 стр.51 - задания на продуктивное письмо по заданному плану. Таким образом, можно сделать вывод, что количество заданий сбалансировано, они проверяют умения учащихся в разных видах речевой деятельности. Кроме того, подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях учащихся для 9 класса.
Оформление. Качество исполнения высокое: плотная белая бумага, множество цветных иллюстраций, соответствующих тематике модуля, шрифт не слишком мелкий (зрение не напрягается). На мой взгляд, учебник прослужит не менее 5 лет, что немаловажно для материально-технической базы школы. Учебник каждой ступени обучения имеет свой определенный цвет. Упражнения каждого последующего модуля начинаются с новой страницы и заканчиваются, не переходя на следующую, значит, школьникам легче ориентироваться в поиске нужного материала. В конце учебника размещена вся необходимая справочная литература: список слов, грамматический справочник, приложения с идиомами, фразовыми глаголами и зависимыми предлогами.
Ошибки. Опечатки и неточности в учебниках практически отсутствуют. Есть незначительные недоработки, например, упр.1 стр.46 в учебнике 6 класса и упр.8 стр.57 в учебнике 7 класса предусматривают прослушивание записи, но в аудиоприложении записей к этим упражнениям нет. В учебнике 8 класса на стр.89 - опечатка: вместо Look at Module 6 - Look at Module 1 во втором переработанном издании.
Пожелания. При всех своих преимуществах УМК имеет один существенный, на мой взгляд, недостаток: отсутствие мультимедийного комплекта, позволяющему сделать обучение более наглядным, и видео сопровождения, что дало бы учащимся возможность погрузиться в атмосферу культуры англоязычных стран.
Итоговая оценка. УМК «Английский в фокусе» отвечает требованиям стандарта второго поколения, где цели и результаты представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. Личностно-ориентированный подход, предусмотренный данным комплектом обеспечивает особое внимание интересам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их реальным возможностям. Методологически чётко выстроенная структура, тщательно отрабатываемая лексика, разнообразие учебных упражнений и форм работы на уроке делает процесс изучения английского языка эффективным и удобным как для ученика, так и для учителя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический комплект «Английский в фокусе» создает необходимые условия для успешного изучения языка. Применение данного комплекта целесообразно и, я уверена, займет достойное место в пространстве выбора современного учителя английского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании на уроках английского языка УМК «Английский в фокусе» (5-9 классы) формируются ключевые компетенции школьников, которые определяют качество современного образования.
Януш Корчак сказал: «Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни». Уверена, что данный УМК сможет удовлетворить потребности детей разного уровня подготовки и повысить мотивацию к изучению английского языка.
Я сделала свой выбор. Это учебно-методический комплект «Английский в фокусе».