Формирование ключевых компетенций на основе заданий учебника "Английский в фокусе"

Разделы: Иностранные языки


Рассмотрим возможности поэтапного формирования ключевых компетенций школьников (классификация А.В.Хуторского) на основе УМК «Английский в фокусе».

Ценностно-смысловые компетенции

Являются важным условием становления личности, формирования её мировоззрения, понимание общечеловеческих принципов бытия. Выбора целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятия решений.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

6кл. Приложение Song Sheets SS1 Ученики слушают песню и находят причины, почему счастлив исполнитель, отвечают на вопросы о своей семье: Как ты относишься к своим родственникам? Счастлив ли ты в семье? Почему?

Стр.80 Born free упражнения развивают навыки монологической речи. Учащиеся выражают и аргументируют свое отношение к прочитанному (воспитывается толерантное отношение к мнению других, умение работать в парах)

- Появляется рубрика Think!
(9 кл., стр.85, упр.4): учащимся предлагается назвать наиболее впечатлившие их факты из текста, т.е.излагать аргументированное мнение на основе прочитанного
- 8кл., стр.135, упр.7 рубрика Words of Wisdom: учащиеся подтверждают правоту высказывания примерами из личного опыта

Общекультурные компетенции

Позволяют обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

5кл., стр.96, упр.1 знакомит учащихся с культурой и традициями разных стран мира

Стр.81 Culture Corner - достопримечательностями англоговорящих стран

В приложение Spotlight on Russia структурно выдерживается подход «диалога культур»

9кл., стр.86-87 Literature знакомит учащихся с творчеством В.Шекспира и его комедией «Венецианский купец»

Учебно-познавательные компетенции

В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

6кл., стр.11: Culture Corner. Изучив рубрику Study Skills, учащиеся структурируют в схеме основное содержание текста и составляют пересказ с опорой на схему

Рубрика Now I can позволяет ученику провести самооценку своих достижений

Вводная страница каждого модуля мотивирует учащихся на работу по теме, подводит к постановке личных  целей в овладении материалом. Учащиеся отмечают материал, который на их взгляд будет особенно полезным

Информационные компетенции

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

5кл., стр.96, упр.2 развивает умение пользоваться одноязычным толковым словарем, понимать значение слов по дефинициям

Стр.51, упр.3 учащиеся составляют монологическое высказывание о технических новинках с опорой на график. В качестве домашнего задания им предлагается составить подобный график на основе опроса, проведенного в классе

8кл., стр.49, упр.8 отмечено значком ICT, значит, для написания биографии известного человека учащимся предлагается воспользоваться Интернетом

Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

5кл., стр.33 Across the curriculum. Памятка, размещенная на данной странице, знакомит учащихся с правилами совместной работы в парах, группах

Стр.60, упр.7 – развитие умения репродуктивного письма (написание открытки с места отдыха)

9кл., стр.35, упр.7 отмечено значком RNE (задание экзаменационного типа) - личное письмо другу на одну из предложенных тем

Социально-трудовые компетенции

Обучающийся овладевает первоначальными навыками социальной активности и функциональной грамотности, которые  необходимы для жизни в современном обществе.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

6кл., стр.77, упр.6. Работая в группах, командах, учащиеся формулируют правила, принятые для студентов-квартирантов и оформляют плакат

Стр.62 English in Use. Развивая навыки диалогической речи, подростки одновременно учатся речевому этикету в ситуации «Бронирование места в летнем лагере»

8кл., урок 5е. Обсудив на уроке проблему замусоренности, учащиеся пишут сочинение, предлагая свои способы решения проблемы

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

5-6 классы

7 класс

8-9 классы

6кл., стр.26-27 Road Safety содержит ряд упражнений, напоминающих учащимся правила поведения на улице и в транспорте

Стр.76, урок 8в воспитывает экологическую культуру,
стр.82 упр.1 - культуру поведения через освоение норм этикета (делать благотворительный взнос)

Страница Going Green мотивирует учащихся на изучение экологических проблем (экологически чистый транспорт, одежда, упаковка)

Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Английский в фокусе» предоставляет большие возможности для комплексного формирования ключевых компетенций школьников в урочной деятельности.

Экспертиза УМК «Английский в фокусе»

Актуальность использования современного УМК «Английский в фокусе» в обучении заключается в его функциональности, т.е. ориентации на реальное использование, так как он создает иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором успешного овладения иностранным языком.

Удобство для ученика. Работа над функционально аутентичным материалом приближает учащегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному аутентичному употреблению языковых средств в речи. Серьезная программа по грамматике учитывает потенциальные сложности учащихся, чьим родным языком является русский. Учебник содержит приложение, Грамматический справочник, который доступно и доходчиво объясняет грамматический материал, так что даже учащиеся 5-6 классов могут самостоятельно разобраться в нем. В конце каждого модуля есть раздел Progress Check с заданиями на самопроверку.

Существенным дополнением является и русскоязычный Word List - список слов и выражений, изучаемых в каждом отдельном модуле. Активная и пассивная лексика выделена разными цветами, что делает процесс повторения более удобным.

Данное учебное пособие значительно расширяет кругозор и представления учащихся о жизни и культуре англоязычного мира. Страничка Culture Corner, обязательный компонент каждого модуля, знакомит школьников с традициями и достопримечательностями англоговорящих стран.

Темы УМК раскрываются в форме сопоставления различных мнений, что способствует развитию личности, формированию активной гражданской позиции учащихся и критического мышления.

Польза для общества. Воспитать в учениках чувство любви к Родине, обучая их английскому языку - немаловажная задача. Имеющееся в учебнике, оформленное в виде молодежного журнала приложение Spotlight on Russia во многом способствует решению этой задачи. Учащиеся читают и извлекают информацию о культуре и выдающихся деятелях России, что способствует дальнейшему развитию их познавательного интереса к истории и вызывает чувство гордости за свою страну. Кроме того, целый ряд проектных работ, предлагаемых для выполнения, предполагает обращение учащихся к темам малой Родины, праздников и традиций, социокультурных особенностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотизма у подростков.

Удобство для учителя. Издательство «Просвещение» предлагает учителям методическую поддержку на сайте издательства, чем могут похвастаться немногие отечественные  УМК. У учителей появляется возможность получать профессиональные рекомендации от авторов учебника, возможность бесплатно скачивать на сайте аудиокурсы, календарно-тематическое планирование, книги для учителя и дополнительные упражнения. Кроме того, на данном  сайте существует раздел Teachers’ Portfolio, где творчески мыслящие учителя могут поделиться своими разработками в виде презентаций и упражнений к учебникам «Английский в фокусе» для разных классов.

Современные подходы к обучению. Задания УМК построены с учетом современных педагогических технологий: технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение, проектная технология, ИКТ-технология. Практически каждый урок предполагает проведение «мозгового штурма», составление кластера с последующим изучением каждого блока, формулировку темы с опорой на картинки или тексту,  рефлексию с проговариванием новых слов и фраз. Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер. Использование данных технологий позволяет сформировать ключевые компетенции учащихся.

Ценность учебного материала. Затрагиваемые в УМК «Английский в фокусе» темы разнообразны и актуальны. Авторы учебника касаются таких насущных интересов подростков, как современная музыка и кино, технические новинки, проблемы молодежи. Эти темы школьники с удовольствием обсуждают на уроках английского языка, так как они вызывают живой интерес у учащихся. Хотелось бы отметить и то, что данный УМК насыщен и более серьезными темами, затрагивающими глобальные проблемы человечества: защиты окружающей среды, исчезающих  видов животных, проблемы дискриминации и трудоустройства, что заставляет подростков задуматься об окружающем их мире.

Удобство для сдачи экзамена. Многие учителя стараются выбрать учебник, который был бы максимально нацелен на подготовку учащихся к итоговой аттестации. В учебниках «Английский в фокусе» 8-9 классов предусмотрены задания экзаменационного формата, обозначенные особым знаком RNE. Отмечу, что эти задания не единичны (в каждом модуле 4-6). Рассмотрим модуль 3 учебника «Английский в фокусе-8»: урок 3а, упр.2 -тренировочное задание на поисковое чтение с «множественным выбором»; урок 3в, упр.6в - тренировочное задание на аудирование с выборочным извлечением заданной информации; урок 3d, упр.2 - задание лексико-грамматического типа; упр.6 - задание по аудированию с пониманием основной идеи; упр.8, стр.49 и упр.7 стр.51 - задания на продуктивное письмо по заданному плану. Таким образом, можно сделать вывод, что количество заданий сбалансировано, они проверяют умения учащихся в разных видах речевой деятельности. Кроме того, подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях учащихся для 9 класса.

Оформление. Качество исполнения высокое: плотная белая бумага, множество цветных иллюстраций, соответствующих тематике модуля, шрифт не слишком мелкий (зрение не напрягается). На мой взгляд, учебник прослужит не менее 5 лет, что немаловажно для материально-технической базы школы. Учебник каждой ступени обучения имеет свой определенный цвет. Упражнения каждого последующего модуля начинаются с новой страницы и заканчиваются, не переходя на следующую, значит, школьникам легче ориентироваться в поиске нужного материала. В конце учебника размещена вся необходимая справочная литература: список слов, грамматический справочник, приложения с идиомами, фразовыми глаголами и зависимыми предлогами.

Ошибки. Опечатки и неточности в учебниках практически отсутствуют. Есть незначительные недоработки, например, упр.1 стр.46 в учебнике 6 класса и упр.8 стр.57 в учебнике 7 класса предусматривают прослушивание записи, но в аудиоприложении записей к этим упражнениям нет. В учебнике 8 класса на стр.89 - опечатка: вместо Look at Module 6 - Look at Module 1 во втором переработанном издании.

Пожелания. При всех своих преимуществах УМК имеет один существенный, на мой взгляд, недостаток: отсутствие мультимедийного комплекта, позволяющему сделать обучение более наглядным, и видео сопровождения, что дало бы учащимся возможность погрузиться в атмосферу культуры англоязычных стран.

Итоговая оценка. УМК «Английский в фокусе» отвечает требованиям стандарта второго поколения, где цели и результаты представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. Личностно-ориентированный подход, предусмотренный данным комплектом обеспечивает особое внимание интересам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их реальным возможностям. Методологически чётко выстроенная структура, тщательно отрабатываемая лексика, разнообразие учебных упражнений и форм работы на уроке делает процесс изучения английского языка эффективным и удобным как для ученика, так и для учителя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический комплект «Английский в фокусе» создает необходимые условия для успешного изучения языка. Применение данного комплекта целесообразно и, я уверена, займет достойное место в пространстве выбора современного учителя английского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При использовании на уроках английского языка УМК «Английский в фокусе» (5-9 классы) формируются ключевые компетенции школьников, которые определяют качество современного образования.

Януш Корчак сказал: «Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни». Уверена, что данный УМК сможет удовлетворить потребности детей разного уровня подготовки и повысить мотивацию к изучению английского языка.

Я сделала свой выбор. Это учебно-методический комплект «Английский в фокусе».