Развитие творческих навыков на уроках музыки в начальной школе

Разделы: Музыка


Настоящая статья имеет целью показать возможность углубления основных положений программы по формированию музыкальной культуры и развитию творческих навыков учащихся в общеобразовательной школе.

Главная задача современной школы - активно внедрять в практику принципиально новую образовательную систему - систему развивающего обучения. На первый план выдвигается становление личности ребёнка, формирование его сознания и способностей (по ФГОС). Это не означает отрицания необходимости усвоения знаний, умений и навыков, но они перестают быть самоцелью и выступают как средство развития личности.

Урок музыки - это постоянное творческое общение между музыкой - учителем - детьми, между композитором - исполнителем - слушателем. И для этого творческого процесса необходима, прежде всего, атмосфера увлеченности, заинтересованности. Только тогда музыка завоюет души школьников и такой урок станет уроком подлинного искусства.

Конечно, детское творчество - это не искусство, а познавательно- поисковая музыкальная практика. Но оно имеет огромное воспитательное значение.

Особо хотелось отметить, что не следует рассматривать творчество, как самостоятельный раздел урока. Оно должно гармонично вводиться в процесс обучения. У творческих заданий есть начало, но нет конца. Сам процесс может бесконечно продолжаться и варьироваться. Познавший «сладость» творческой работы, учитель уже не сможет остановиться.

Уже с первых уроков можно проводить конкурсы, викторины. Один из них - конкурс фантазёров. Звучит один единственный, особенный, таинственный, загадочный и сказочный звук фортепиано. Уже по нему ученики учатся представлять живопись музыкальной картины.

Так нижние звуки - ворчащие, бархатные и протяжные ассоциируются с далью безбрежной, рокотом моря, ревом медведя и т.д. В то время как верхние звуки серебристые, звонкие и лучистые - напоминают пение птиц, снежную вершину, тающую сосульку и т.д. Здесь можно загадать загадку:

Что может уменьшаться, Таять, растворяться, Гаснуть и тянуться, Светиться, литься, плакать И, как лягушка, квакать?
(Конечно же, звук рояля)
Для обобщения полученных знаний , развитие мышления и воображения мы используем следующий приём,-" Создай паспорт". Паспорт создаём на композиторов, инструменты, произведения. Вот такой паспорт создали дети, изучая произведение П.И.Чайковского.

  1. Имя "Щелкунчик".
  2. Создатель - П.И. Чайковский.
  3. Прописка. Балет.
  4. Где служит - в театре.
  5. Особые приметы "Новогодняя сказка".

Неоценимый вклад в формировании музыкальной культуры и развитию творческих навыков учащихся в общеобразовательной школе вносит хоровое пение, которое является наиболее активной и доступной формой обучения. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, чувство ритма, но и воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя. Кроме того, хоровое пение содействует овладению культурой речи, выработке чёткого выразительного произношения. Поэтому так важно уделять особое внимание этому виду деятельности. Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений на уроках музыки также приносит большую пользу. У них появляется потребность слушать музыку, наслаждаться ею, а также прививает основы музыкальной культуры. Благодатной почвой здесь служат - именно народная музыка, сказки, стихи.

Особенно нравится детям сопровождать исполнение народных мелодий движениями: имитируют игру на баянах (как бы разводят руками меха), подражают игре на балалайках, дудочке и т.д. Каждая группа вступает тогда, когда слышит звучание «своих» инструментов. При звучании оркестра в целом «играют» все ребята. Надо ценить эту инициативу детей и всячески поощрять её.

Слушание музыки не может протекать без творческого контакта с учениками. Важно настроить ребят на это. Поэтому такое большое значение имеет слово учителя: беседа о музыкальном произведении, о композиторе и характерных чертах его творчества, его эпохи. При этом используют различные ассоциации, приводят примеры из области литературы, поэзии и т.д. Так, слушая пьесу М.П.Мусоргского «Гопак» можно рассказать, что композитор использовал в ней украинскую народную мелодию и название «Гопак» происходит от восклицания «гоп» произносимого во время танца. Этот танец исполняют юноши в широких шароварах и высоких меховых шапках.

Вот как описывает его Н.В.Гоголь: «Люди, на угрюмых лицах которых, кажется, век не проскальзывала улыбка, притоптывали ногами, вздрагивали плечами. Все неслось. Все танцевало», Слушанием «Гопака» Мусорского завершается тема «Музыка разных народов», представленная норвежской, украинской, чешской и русской музыкой. Предлагаются вопросы, которые можно использовать в заключительной беседе с детьми: с музыкой каких народов они познакомили в школе, слушали по радио, телевидению, на концертах? Музыка, каких композиторов особенно понравилась и почему? Такой творческий подход позволяет ученикам увидеть музыкальное произведение с художественной стороны.

Одним из основных стимулов к творчеству является создание на уроке проблемной ситуации. Это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодий в разном тембровом звучании. Практика свидетельствует, что для лучшего запоминания и восприятия музыки необходимо повторение одного и того же произведения. Это ведёт к накоплению слухового опыты.

Как писал Д.Б.Кабалевский: «Все формы музыкальных занятий со школьниками должны быть направлены на их духовное развитие...». В этом и состоит задача педагога, который вносит своё творческое начало. В любой работе проявляется не только умение, но и личность. Это двуединство и надо закладывать в школе.

Список использованной литературы

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.В.Кадобнова, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, Э.Б.Абдуллин «ПРОГРАММА» под руководством Д.Б.Кабалевского.
  2. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова «Искусство и ты».
  3. Г.С.Ригина «Уроки музыки в начальных классах».
  4. Т.С.Шмагина «Музыка в московских школах».
  5. Н.С.Куликова Авторский метод.
  6. Н.Макарова «Предметный мир культуры».