Презентация к уроку математики "Арифметические действия с цифрой 0"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

  • продолжить работу над свойствами цифры 0;
  • повторить с учащимися выполнение действий над натуральными числами в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • повторить таблицу умножения и деления;
  • повторить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального;
  • нахождение площади прямоугольника;

Содержание: универсальные учебные действия:

  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: раскрытие связей между числами; прогнозировать результат вычисления.
  • Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания).
  • Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Наглядные пособия и оборудования к уроку: Картины, магнитофон, раздаточный материал, телеграмма, карточки, сказочные герои, макет елок.

Ход урока

I. Оргмомент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

II. Постановка цели и задач урока

(слайды 1-2)

III. Актуализация знаний

На подоконнике за шторой – магнитофон. На столе макет книги “Сказки”(слайд 3).

(Звучит маленький фрагмент “Симфонии № 40 соль минор” Моцарта).

Учитель (читает)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

(Открывает книгу – “Сказки” Из книги выпадает лист)

Что это? Ребята! К нам пришла телеграмма(слайд 4)

SOS! SOS! Я приехала к своим сестрам на ежегодный слет. Но меня похитили прямо на пороге школы! Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Я у Кощея Бессмертного!

Под телеграммой подписи нет. Кого же нам надо спасать? И где живет этот Кощей Бессмертный? Вот только нарисована елка. Давайте, подумаем, может она нам что-нибудь подскажет? Ясно – идем в лес! А в лесу нам встречается (слайд 5 где летит Баба Яга из сказки Гуси-лебеди).(избушка и Б.Я. висят на доске)

Слайд 6 с надписью: ХА-ХА-ХА! , Подскажу где живет Кощей Бессмертный если поможете мне сосчитать площадь моего участка в лесу, где я выращиваю елочки специально для новогодних праздников. (Карточки с условием задачи лежат на парте. На карточке написано условие и нарисован прямоугольник).

Этот участок имеет прямоугольную форму. Его ширина 2 км, а длина 3 км. На 1 квадратном километре растет в среднем 10 елочек. Сосчитайте, сколько у меня елок на этом участке. (Решение записываем на доске и в тетради).

Решение.

  1. 3*2=6 (км2 ) площадь участка
  2. 10*6=60 (елок) растет на участке у Бабы Яги.

Ответ: 60 елок.

IV. Устный счет

Учитель: Молодцы! Хорошо решили. За это вам подарок от Бабы Яги: разноцветные шары (раздаю каждому) на елку!

Учитель: (читает)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!

У вас у каждого есть шарик, на обратной стороне которого написан пример, делимся на две команды по рядам. Каждая команда наряжает свою елку. Решите пример и повесьте шарик на соответствующее место. Если какие-то шарики не найдут своего места, отложите их в сторону.(елки висят на доске)

1 команда

2 команда

4*1=

3*0=

16:1=

1*5=

6*0=

6: 1=

2+ 0=

9+0=

0 * 5=

0*2=

10-0=

20-0=

4:0=

4:0=

V. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какие действия с числами 0 и 1 вы выполняли, когда решали эти примеры. Давайте посмотрим, какие шарики не нашли своего места. А почему вы эти примеры оставили без решения? (на 0 делить нельзя)

Люди говорят:

«Не шутите с огнем!»
А мы говорим:
«Не шутите с нулем!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ.
Нужен глаз за ним да глаз. (слайд 7 с изображение 0)

Напрасно думают, что 0
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответ тотчас же получаешь
Опять то самое число.
(слайд 8, выскакивают формулы а+0=а, а-0=а)

Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.
(слайд 8 продолжение, выскакивают а*0=0)

А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на ноль запрещено.

Работа по учебнику с. 83.

Прочитайте правила в учебнике.
- Что получается при умножении числа на 0?
- О чем еще вы узнали? (на 0 делить нельзя)

VI. Физминутка

VII. Первичное закрепление

С.83 №1 (устное объяснение по цепочке) (слайд 9 с тропинками)

Смотрите, перед нами появились тропинки, вдоль которых растут березы и елки. Кто это спрятался за елкой? (загадка о лисе)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... (ответ: лиса)

- Она предлагает решить нам задачки в стихах.

(слайд 10 с лисами)

Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами
Весёлых мышей
Мыши услышали злую лису
И спрятались все
Под ёлкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мышки по 9 мышат,
Так сколько скажите,
Мышей и мышат
Под елью ветвистой
Тихо сидят?
(45)

(слайд 11 с рукавицами)

Бабка внукам рукавички
Весело вязала.
А связала 8 штук
И нам показала:
- Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,
Протяните ко мне руки,
Рукавички надевайте,
Дров, водички натаскайте
Вы, ребятки, не зевайте,
Сколько внуков,
Отвечайте?
(4)

(слайд 12 с бельчатами)

3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих—
Сколько каждому из них?
(3)

5. (по окончании решения появляется слайд 13, где эти числа нужно преобразовать)

(работа в парах, запись в тетрадь)

- Со своим соседом по парте выполните это задание вместе.

  • 45 см = __ дм __см
  • 4 м = __ см
  • 3 дм = __ мм

- Какая из наших тропинок самая короткая и мы сможем быстрее добраться до замка Кощея Бессмертного?

Учитель: Правильно! Пройдете по этой тропинке 3 дм. Она упирается в большой камень. На камне написано задание для самостоятельной работы. (один у доски, остальные в тетради) (слад 14)

В 9 одинаковых наборах 54 елочных шарика. Сколько шариков в 5 таких наборах?

- Что вы прочитали? Докажите.

- О чем эта задача?

- Что нам известно?

- Какое данное спряталось в вопросе? Что надо найти?

(по ходу опроса учитель пишет на доске краткую запись)

  • 9 наб.- 54 шарика
  • 5 наб. - ? шариков

- Так что же нам надо найти?

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему? (нам неизвестно сколько шариков в одной коробке)

- Каким действием будем находить?

- Найдите самостоятельно количество шариков в одной коробке. (дети записывают 1 действие)

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

Почему?

- Каким действие будем находить?

- Запишите решение задачи в тетрадь. Сколько у нас получилось шаров?

- А мне захотелось изменить вопрос в задаче. А сколько таких наборов получится из 60 шариков? Найдите самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Сколько наборов получилось? Как нашли?

Учитель: - Вот незаметно мы и дошли к замку Кощея Бессмертного! Смотрите, сколько ступенек ведет к его замку? На каждой ступени стоит знак вопроса, что бы это могло значить?(слайд 15) (звучит музыка и появляется Кощей Бессмертный (на доске)) он предлагает на игру, которая называется мини-КВН. А так как у нас урок математики, то и КВН будет математический. Каждое правильно решенное задание, позволит нам подняться на одну ступеньку вверх. Начнем!

VIII. Физминутка

(слайд)

Мини-КВН

На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (четыре). (слайд 15,на первой ступеньке убирается знак вопроса)

Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это так? (ушла вместе с веревкой) (слайд 15, на второй ступеньке убирается знак вопроса)

  • Ребус 1 (слайд 15)
  • Ребус 2 (слайд 15)
  • Ребус 3 (слайд 16, появляется старинная дверь и открывается, можно звук открывания двери)

Учитель: Вот мы и в кощеевом замке! Кого же держал в заточении Кощей Бессмертный? (на доске Василиса Премудрая) (слайд 17 Спасибо вам ребята. Спасли вы меня!)

- Вспомните, пожалуйста, на какой слет приехала Василиса Премудрая? (слет Василис из мультфильма) (слайд 18 с песней Василис).

(Беру книгу “Сказки” в руки – в открытом виде. Снова звучит музыка.)

- Сказочка кончается! Книжка закрывается! (Закрываю слайд 19, написано на книге КОНЕЦ?)

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Придумать сказку о цифре 0.(на листе формата А4 придумать сказку о цифре 0)

X. Рефлексия

– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0»)

– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)

– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)

– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

– Какие трудности остались на конец урока?

– Оцените свою работу, выберите и обведите колобка, который передаёт ваше настроение и работу на уроке. Попросите вашего соседа по парте тоже вас оценить. (у детей на партах лежат листы со смайликами, они обводят тот смайлик, который соответствует их настроению)(на слайде 20 тоже смайлики, я спрашиваю кто обвел 1 смайлик и на доске ставлю количество, кто – 2, ставлю на доске, кто - 3)

- Молодцы, ребята! У всех хорошее настроение, значит вы хорошо поработали!

- Урок окончен! Спасибо! (слайд 21)