Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • закреплять письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное;
  • закреплять умение решать задачи на движение.

Задачи:

  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память.
  • воспитывать интерес к математике и истории автомобилизма; расширять кругозор учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

- Долгожданный дан звонок,
Вот и начался урок.

2. Актуализация знаний

2.1. Компоненты умножения и деления

- Какие математические действия знаете? Вспомните компоненты умножения и деления и выполните задание: распределите компоненты по действиям(на доске карточки с компонентами умножения и деления).

2.2. Многозначные числа

- Посмотрите на доску.

На доске: 2784, 3165, 4512, 4253, 6041, 7583, 7538, 75380, 13573, 784632

- Что видите? (числа)

- Какие это числа? (многозначные)

- На что можно разложить многозначные числа? (на разряды и классы)

- Какие разряды знаете?

- Вспомните классы многозначных чисел.

Я предлагаю выполнить второе задание: расставьте классы в правильном порядке (на доске карточки с названием классов в перемешанном порядке: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, класс миллиардов).

- Какое задание можно придумать с данными числами? (ответы детей)

Выполните задание:

- Расставьте данные числа в порядке возрастания, разложите на классы.

2784

3165

4253

4512

6041

7538

7583

13573

75380

784632

а

в

т

о

м

о

б

и

л

ь

- Замените каждое число буквой.

- Какое  слово получилось? (Автомобиль)

3. Сообщение темы и цели

- Как вы думаете, что будем сегодня делать на уроке? Какая будет тема урока?

- Сегодня на уроке математики будем повторять умножение и деление многозначных чисел, а также вы познакомитесь с историей автомобилестроения, узнаете, кто и когда изобрёл первый в мире автомобиль.

4. Работа по теме урока

- Что же обозначает слово «Автомобиль»?

Автомобиль в переводе с греческого «самодвижущийся». Но мы знаем, что сама машина двигаться не может, ею управляет человек.

- А вы знаете, каким был первый автомобиль? Он выглядел вот так.

- Как вы думаете,  в каком же году был выпущен самый первый автомобиль?

 Узнаете, если  найдёте значение данного выражения:

Вариант – 1

5310 : 5 + 236 · 3=

(1062+608=1770)

(1 чел. решает у доски)

Вариант – 2 ( на карточках )

648024 : 8 – 26411 · 3 =

- Что надо вспомнить прежде, чем начать работу над данным выражением? (правила порядка действий)

- Какое число получилось? (1770)

- Люди давно мечтали о самодвижущейся повозке, и вот это чудо свершилось.

И в 1770 г. во Франции был построен первый паровой автомобиль.

- Кто знает, кто же является конструктором?

 Чтобы узнать имя конструктора, создавшего первый автомобиль, предлагаю выполнить задание.

- Перед вами даны выражения. Что вы заметили? (неверно указан порядок действий).

- Как думаете, что вам необходимо  сделать? (ответы детей).

- Найдите выражение, в котором порядок действий расставлен верно, решите его, и вы узнаете имя конструктора, создавшего  первый автомобиль.

На доске:

- Найдите самостоятельно значение этого выражения.

- Число 12441 – разбить на разряды (самостоятельно).

- Итак, создателем первого автомобиля являлся французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо.

Повозка была предназначена для перевозки артиллерийских орудий и могла перевозить груз весом до 3т. Тормозов у машины не было, т.к. их ещё не изобрели. Двигатель был паровой. Под котлом разводили костёр и грели воду. Тележка Кюньо до сих пор хранится в музее Парижа.

5. Физминутка

6. Работа по теме

- Перед вами четыре автомобиля. Это одни из самых первых автомобилей.

Чтобы узнать как они называются, выберите столбик с теми выражениями, которые у вас не вызовут затруднения и расшифруйте слова. Записать только ответы и расположить их в порядке убывания. 

РАБОТА ПО ПАРАМ.

- Итак, как же назывались автомобили?

Это автомобили, которые появились почти 200 лет назад.

  • «Татра» - был выпущен в Чехословакии
  • «Опель» - был выпущен в Германии
  • «Дикси» - был выпущен в Америке

- Это одни из самых первых в мире автомобилей, созданных разными изобретателями в конце 19 в.

В наше время такие автомобили можно встретить только в музеях и на автомобильных выставках.

- А теперь посмотрите на ответы: 600, 480, 360,  240, 120.

- Найдите закономерность и продолжите ряд.

(уменьшаются на 120) : 600,  480,  360,  240,  120, 0.

7. Решение задач

- Говоря об автомобилях, мы не можем не вспомнить величины, связанные с движением.

- Какие это величины?

- С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние?

(с помощью формул)

- Задание: «Собрать формулы движения» (1 чел. работает у доски – собирает карточки)

- Решение задачи:

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой машины 55 км/ч, а скорость второй машины в 3 раза больше скорости первой машины. Они встретились через 5 часов. Найдите расстояние между городами.

8. Итог. Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу. Выберите любую фразу и продолжите её:

  • Теперь я умею …
  • Теперь я знаю…

9. Домашнее задание

Урок окончен.