Цель:
- закреплять письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное;
- закреплять умение решать задачи на движение.
Задачи:
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память.
- воспитывать интерес к математике и истории автомобилизма; расширять кругозор учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
- Долгожданный дан звонок,
Вот и начался урок.
2. Актуализация знаний
2.1. Компоненты умножения и деления
- Какие математические действия знаете? Вспомните компоненты умножения и деления и выполните задание: распределите компоненты по действиям(на доске карточки с компонентами умножения и деления).
2.2. Многозначные числа
- Посмотрите на доску.
На доске: 2784, 3165, 4512, 4253, 6041, 7583, 7538, 75380, 13573, 784632
- Что видите? (числа)
- Какие это числа? (многозначные)
- На что можно разложить многозначные числа? (на разряды и классы)
- Какие разряды знаете?
- Вспомните классы многозначных чисел.
Я предлагаю выполнить второе задание: расставьте классы в правильном порядке (на доске карточки с названием классов в перемешанном порядке: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, класс миллиардов).
- Какое задание можно придумать с данными числами? (ответы детей)
Выполните задание:
- Расставьте данные числа в порядке возрастания, разложите на классы.
2784 |
3165 |
4253 |
4512 |
6041 |
7538 |
7583 |
13573 |
75380 |
784632 |
а |
в |
т |
о |
м |
о |
б |
и |
л |
ь |
- Замените каждое число буквой.
- Какое слово получилось? (Автомобиль)
3. Сообщение темы и цели
- Как вы думаете, что будем сегодня делать на уроке? Какая будет тема урока?
- Сегодня на уроке математики будем повторять умножение и деление многозначных чисел, а также вы познакомитесь с историей автомобилестроения, узнаете, кто и когда изобрёл первый в мире автомобиль.
4. Работа по теме урока
- Что же обозначает слово «Автомобиль»?
Автомобиль в переводе с греческого «самодвижущийся». Но мы знаем, что сама машина двигаться не может, ею управляет человек.
- А вы знаете, каким был первый автомобиль? Он выглядел вот так.
- Как вы думаете, в каком же году был выпущен самый первый автомобиль?
Узнаете, если найдёте значение данного выражения:
Вариант – 1
5310 : 5 + 236 · 3=
(1062+608=1770)
(1 чел. решает у доски)
Вариант – 2 ( на карточках )
648024 : 8 – 26411 · 3 =
- Что надо вспомнить прежде, чем начать работу над данным выражением? (правила порядка действий)
- Какое число получилось? (1770)
- Люди давно мечтали о самодвижущейся повозке, и вот это чудо свершилось.
И в 1770 г. во Франции был построен первый паровой автомобиль.
- Кто знает, кто же является конструктором?
Чтобы узнать имя конструктора, создавшего первый автомобиль, предлагаю выполнить задание.
- Перед вами даны выражения. Что вы заметили? (неверно указан порядок действий).
- Как думаете, что вам необходимо сделать? (ответы детей).
- Найдите выражение, в котором порядок действий расставлен верно, решите его, и вы узнаете имя конструктора, создавшего первый автомобиль.
На доске:
- Найдите самостоятельно значение этого выражения.
- Число 12441 – разбить на разряды (самостоятельно).
- Итак, создателем первого автомобиля являлся французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо.
Повозка была предназначена для перевозки артиллерийских орудий и могла перевозить груз весом до 3т. Тормозов у машины не было, т.к. их ещё не изобрели. Двигатель был паровой. Под котлом разводили костёр и грели воду. Тележка Кюньо до сих пор хранится в музее Парижа.
5. Физминутка
6. Работа по теме
- Перед вами четыре автомобиля. Это одни из самых первых автомобилей.
Чтобы узнать как они называются, выберите столбик с теми выражениями, которые у вас не вызовут затруднения и расшифруйте слова. Записать только ответы и расположить их в порядке убывания.
РАБОТА ПО ПАРАМ.
- Итак, как же назывались автомобили?
Это автомобили, которые появились почти 200 лет назад.
- «Татра» - был выпущен в Чехословакии
- «Опель» - был выпущен в Германии
- «Дикси» - был выпущен в Америке
- Это одни из самых первых в мире автомобилей, созданных разными изобретателями в конце 19 в.
В наше время такие автомобили можно встретить только в музеях и на автомобильных выставках.
- А теперь посмотрите на ответы: 600, 480, 360, 240, 120.
- Найдите закономерность и продолжите ряд.
(уменьшаются на 120) : 600, 480, 360, 240, 120, 0.
7. Решение задач
- Говоря об автомобилях, мы не можем не вспомнить величины, связанные с движением.
- Какие это величины?
- С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние?
(с помощью формул)
- Задание: «Собрать формулы движения» (1 чел. работает у доски – собирает карточки)
- Решение задачи:
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой машины 55 км/ч, а скорость второй машины в 3 раза больше скорости первой машины. Они встретились через 5 часов. Найдите расстояние между городами.
8. Итог. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Выберите любую фразу и продолжите её:
- Теперь я умею …
- Теперь я знаю…
9. Домашнее задание
Урок окончен.