Интегрированный урок «Речь и альтернативная коммуникация» и «Окружающий социальный мир». Тема: "Выполнение простейших инструкций. Потешка Сорока-белобока. Назначение предметов посуды"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность со взрослым.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с потешкой «Сорока-белобока», упражнять в узнавании (различении) предметов посуды;
  • развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;
  • воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Предварительная работа: включить в репертуар потешки о Сороке-белобоке.

Оборудование: костюм сороки, наряды для детей, кукольная посуда,  музыкальное сопровождение на протяжении всего занятия.

Ход урока

Оргмомент

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика

А) вдох-выдох(3Р)

Б) «погреем руки»,  «сдуем пылинку»;

В) Высовывание языка лопаткой, жалом;

Г) Почистим зубки.

Спеть песенку язычка: А, О, У, И.

2. Упр.на запоминание

1. Предлагаются картинки с изображением собаки, кошки, сороки.

2. Затем педагог меняет их местами. Дети должны отгадать: что изменилось?

3. Упр. в согласовании слов: Кого не стало? Кого нет? Убираю собаку, кошку. (Нет собаки. Нет кошки). Остается сорока.

4. Введение в тему.

- Назовите кто это? Каких еще вы знаете птиц. Чем птицы отличаются от других животных? (Они умеют летать).

- Что для этого у них есть? (Крылья)

- Покажите мне, как птицы машут крыльями.

- Какого цвета сорока? (Черная, белый бок)

- Послушайте потешку о Сороке-белобоке:

Сорока, сорока,
Сорока-Белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.

- О ком потешка? Что сорока делала? Кого созывала?

- А вы хотите в гости к Сороке-белобоке?(ответы детей)

Но чтобы отправиться в гости, нам нужно нарядиться, так как Сорока любит все красочное. Для этого Наташа соберет бусы, затем наденет, а мальчики красивые пояски завяжут.

- А где живет Сорока? в лесу). В путь.

(дети отправляются за учителем по кругу, звучат голоса птиц)

Физминутка

В лес отправимся гулять (имитируем движения)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке мы
Весело шагаем.

 - Посмотрите, ребята, здесь 2 тропинки. Одна какая? (короткая) Другая какая? (длинная). По какой дорожке мы пойдем?

(Безречевые дети показывают. Педагог озвучивает: «Правильно по длинной к самому домику сороки, а короткая ведет к грибам. Мы не планировали собирать грибы).

Идем по длинной дорожке и подходим к дому Сороки.

Сорока: Здравствуйте, детки, вы пришли ко мне в гости?

Я Сорока-белобока,
Входите гости дорогие,
Я вас давно жду
Это мой дом.

- Проходите, садитесь.

- Ребята, вот здесь у меня кухня,  вот у меня стол на котором стоят предметы. А для чего они мне нужны вы скажете и покажите. (ответы детей)

- А Вы любите кашу?

- А Вы знаете, из чего варят кашу? (ответы детей)

- У меня есть разные крупы, каждая крупа  в отдельном  контейнере.

По очереди рассматриваем крупы (манная, рисовая, пшенная).

- Какого цвета крупа? Мелкая или крупная? Как называется? Как будет называться каша из такой крупы?

Физминутка

Коммуникативная игра

Жил-был маленький гном (дети приседают и встают).
У него был маленький дом (изображают крышу дома над головой)
Гномик кашу варил (помешивают)
И всем-всем-всем говорил: (показывает на всех)
"Все мы, и ты , и я - друзья!" (обнимаются)

Оказывается и крупа может тоже дружить, если смешать рисовую крупу и пшенную, то получится каша - ДРУЖБА. Смешивают крупу в отдельной миске.

Но ведь для того чтобы сварить кашу, одной крупы мало. Что необходимо для приготовления каши?

Дети выбирают предметы в которые наливают молоко (молочник), насыпают соль (солонку), насыпают сахар (сахарницу), кладут масло (масленку) соль, сахар,  масло, кастрюлю.

Сорока: Молодцы, ребята!

- А какого предмета не оказалось на столе?

- Во что класть кашу, чтобы ее есть? Как называется этот предмет?

- Какой формы тарелка? (вывешивается тарелка и круг)

Пальчиковая гимнастика

Сорока-Белобока, кашку варила, (указательным пальцем одной руки круговые движения водят по ладошки)
Гостей созывала, кашей угощала, (ладони в стороны)
Лисичку-сестричку, Белку-невеличку, (загибают пальцы руки)
Мишку-топтыжку, зайку-трусишку,
Всех угостила. Никого не забыла. (руки в стороны).

Упр. на развитие графомоторных навыков

 Давайте украсим круг-тарелочку. Заштрихуем красным карандашом. (Помощь детям индивидуально по необходимости.)

- А еще на  кухне можно печь бараночки, булочки, калачики, пирожки.

- Какой формы пирожки? (овальной). А бараночки, булочки, калачи? (круглой)

Помогите мне напечь: (проводиться пальчиковая игра).

(Кто не может  выполнять самостоятельно, работает в песочнице с «умным песком»)

Пальчиковая гимнастика

Тесто жмем, жмем, жмем,
Тесто мнем, мнем, мнем,
Пирожка печем и на стол подаем.
Вот сколько пирожков и калачей напекли.

Сорока: Рассказать, где я была. Спросите меня?

Упр. в постановке вопроса

а) Сорока-сорока! Где была?

Что делала сорока?

б) Упр.на запоминание.

Дети повторяют слова потешки(по возможности кто как может) несколько раз вместе с сорокой.

Дети (прощаются с сорокой).

Ребята, у кого в гостях мы были? Чем нас Сорока угощала? Какие были калачи?

Итог занятия