Урок русского языка "Есть ли у слов родственники?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Понятие о родственных словах (21 час)

(2 четверть, 1-й урок по разделу «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова» 62 часа)

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Цель: сформировать понятие о родственных словах как о словах, связанных словообразовательными отношениями, дать понятие о корне как общей части основ родственных слов, открыть способ проверки орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.

Задачи урока:

Предметные:

  • поставить задачу о возможности «родства» между разными словами, познакомить с признаками родственных слов и общей частью родственных слов – корнем;
  • развивать орфографическую зоркость;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;
  • уметь находить причину успеха работы;
  • положительное отношение  к учёбе.

Познавательные

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • построение рассуждений;

Регулятивные:

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;
  • уметь определять и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Учащиеся знают:

  • способ проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слова.

Учащиеся умеют:

  • устанавливать наличие слабых позиций звуков в словах (гласных и согласных);
  • выполнять запись слов с пропуском орфограмм слабых позиций, чтобы избежать ошибок, что является базовым умением для формирования орфографической зоркости;
  • обнаруживать факт мены звуков в изменениях одного и того же слова (позиционное чередование).

Учебная задача: 

  • открыть способ проверки орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.

Предполагается, что учащиеся:

  • Откроют новый способ проверки орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов в основе слова;
  •  Работая в малых группах, убедятся в том, что знание нового способа проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков в основе слова поможет им в дальнейшем при решении конкретных орфографических задач,
  • Приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организация класса

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Презентация

 

Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД:
положительное отношение к учению.

2

Актуализация знаний - создание «ситуации успеха»

Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство, но не в тридевятое, а в какое, вы узнаете чуть позже.
- Ребята, вспомните и скажите, чему вы учились, изучая прошлый раздел?
Тогда, я думаю, вам не составит труда проверить орфограммы слабых позиций известным вам способом.

Мы учились проверять орфограммы с помощью изменений слова, которые находятся в основе слова

Личностные УУД
- умение находить причину успеха работы
Регулятивные УУД
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебных задач

  - Сначала на волшебной линеечке покажите, как вы владеете способом проверки орфограмм с помощью изменения слова.
- Запишите на карточках проверки слов.
- Молодцы! Обменяйтесь тетрадями, пусть сосед по парте проверит вашу работу и покажет результат на волшебной линеечке. У кого совпали оценки? Какой совет дадут себе те, у кого не совпадает самооценка и оценка соседа?
Деревья, дарить, книжка, лечить, ветка (2 пары детей с другой стороны доски пишут).
Самооценка
Волшебная линеечка» (на полях тетради).
 

3

Постановка учебной задачи – создание ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва)

Гном Пишинетак, который живёт в сказочном царстве и постоянно мешает нам на уроках, предложил вот такое слово «хв-стун», он не знает, какую букву в нём писать. Отогните строчку на карточке внизу, там сюрприз гнома. Вставьте букву, выберите проверочное слово. Я заметила, что буквы выбраны разные. Как вы проверяли, докажите!
Таблица-помощница не работает!
Какая проблема перед нами возникла?
Проблема фиксируется на доске:
Хв_стун – О или А?
Почему у нас не получилось проверить известным способом? Всегда ли можно проверить слабую позицию с помощью изменения слова?
Чего мы не знаем? Чему мы должны научиться? Наблюдаем!

 

Личностные УУД
- умение находить причину успеха работы
Регулятивные УУД
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебных задач

4

 

Поиск решения учебной задачи

 

Упр. 141 Работа в парах
А) Прочитайте! Кому понравилось стихотворение? Чем?
Тогда подготовьтесь читать его по ролям.
Читают по ролям стихотворение.  
- К картинке подберите слова из стихотворения, которые можно объяснить словом «Рыба», запишите их в столбик и выделите основу и окончание. Сколько слов у вас получилось? У кого 3, 4, 5? (проверка на доске: учитель выписывает и разбирает с ребятами все варианты, выделяет основы и окончания). Какие слова я должна убрать? Итак, сколько тут слов? (лишние зачеркните карандашом). Соедините их стрелками со словом рыба.
Самооценка при работе в парах на слайде, ребята отвечают на вопросы, поднимают руки.
Найдите в словах общую часть, докажите что все они объясняются словом рыба. Учёные выделяют вот так: и называют корень.
Слова «хвост» и «хвастун» никак не связаны между собой по смыслу, а слова «хвастать» и «хвастун» - как бы родственники.
Нужно сравнить их основы и окончания.
- Да, но эти слова похожи по смыслу, и у них есть общая часть
Дети высказывают разные, противоречивые мнения
 

б) - В сказочном царстве разговаривают все предметы.
Смотрим электронное приложение к учебнику разговор двух корней.
Если слова имеют один корень, как бы вы их назвали?
Физминутка «Как-то много лет назад посадили странный сад
в)  (фронтальная работа).
-Подберите к слову «лес» слова, значения которых оно помогает объяснить.
Каждая  пара найдёт по одному слову? Проверка: учитель записывает на доске слова, а дети в тетрадях и выделяют общую часть - корень.
- Слова, которые вы подобрали к слову «лес», называются родственными, или однокоренными.

 

Познавательные УУД
- знаково-символическое моделирование,
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД
– решение задач общения для решения общеучебных проблем
Регулятивные УУД
- умение  принимать и сохранять учебную задачу;

г) Работа в группах: найти лишнее слово - не родственника и убрать из гнезда.
Каким способом вы проверяли слово хвастун? (однокоренное слово подобрали) Какие молодцы! Вы узнали новый способ проверки!
(самооценка работы в группах на слайде)
Все работы вывешивают на доску для обсуждения

5

Домашнее задание
дифференцировнное

- Какое домашнее задание нам целесообразно выбрать сегодня?
Дифференцировнное: в «Рабочей тетради 2» № 45 и №46.

- Рассказать родителям о новом способе проверки орфограмм слабых позиций, но пока повторить известный материал.

 

6

Итоги урока: рефлексия, оценка

С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке? (Есть ли у слов родственники?).
- Чему мы учились на уроке?
Скажите, пожалуйста, можем ли мы теперь сказать, есть ли у слов родственники?
- А для чего нужно уметь находить родственные слова?
Чью работу на уроке вы оценили бы особо?
Рефлексия:
«Урок полезен всё понятно» (зелёный)
«Лишь кое-что чуть-чуть неясно» (синий)
«Ещё придётся потрудиться» (жёлтый)
«Да, трудно всё-таки учиться!» (красный)

- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу

Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего.

Личностные УУД:
- способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.
Регулятивные УУД
- осознание уровня усвоения