Цели:
Практические:
- Сформировать представление о личности Ивана IV;
- Охарактеризовать основные линии внутренней политики.
Развивающие:
- развить навыки применения знаний для решения ситуационных задач;
- развитие навыков работы с различными источниками информации на уроке;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание уважения к партнёрам по команде.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, презентация;
- учебник;
- ноутбук, подключенный к Интернету;
- карточки с ситуационными задачами;
- презентация по теме «Личность Ивана Грозного»
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует класс.
Проведение переклички. Проверка готовности к учебному занятию.
2. Постановка целей и мотивация
(Слайд 1, 2)
Тема нашего занятия «Иван IV Грозный. Внутренняя политика». Перед нами сегодня ставится цель познакомиться с личностью русского царя, а так же с особенностями его внутренней политики.
Нам сегодня предстоит выполнить ряд заданий, чтобы прийти к намеченной цели.
Как я уже говорила, мы сегодня изучаем царя Ивана IV. А давайте теперь с Вами вспомним всех правителей с именем Иван, которые были до него. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд 3) Перед Вами имена: Иван I Калита, Иван II Красный, Иван III. Вспомните, что Вы о них знаете?
Обучающиеся дают следующие ответы:
- Иван Калита –московский князь, вел дальновидную политику по отношению к Золотой Орде, вовремя платил дань, подносил подарки хану, поэтому на Руси наступили «40 лет тишины», Орда не предпринимала карательных походов. Калита в буквальном смысле «Кошелек»
- Иван II Красный - сын Ивана Калиты. При нем московское княжество ослабело. «Красный», буквально - красивый. Прозвище дано за внешность
- Иван III – подчинил Новгород, собирал земли вокруг Москвы. Установил титул государя всея Руси. Был женат на Зое Палеолог.
3. Актуализация знаний
А) Личность Ивана IV.
Первоначально нам нужно познакомиться с личностью царя Ивана IV.
Слово предоставляется обучающейся Регине В., она подготовила сообщение о личности царя.
Учащаяся представляет группе свою презентацию по теме.
По окончании доклада учащиеся подводят итог, делают выводы о личности царя и основных мероприятиях его внутренней политики.
ВЫВОД:
Сын государя Василия III и Елены Глинской. Рано осиротел. С детства наблюдал боярские распри и поэтому привилось негативное отношение к боярам.
1547-1560 гг. - годы правления совместно с «Избранной Радой» - круг приближенных при Иване IV.
Совместно провели ряд реформ: религиозную (Стоглавый Собор), появление Земских Соборов, Судебник 1550 года, создание стрелецкого войска.
Введение политики опричнины 1565-1572 гг.
Записывают в тетрадь следующее:
Даты правления: 25 августа 1530г. – 28 марта 1584г.
«Избранная Рада» - круг приближенных при Иване IV.
Земский Собор - впервые созван при Иване IV, сословно-представительный орган управления.
Основные мероприятия внутренней политики:
- Созыв Земского Собора;
- Судебник 1550 года;
- Стоглавый Собор 1551 года;
- Создание стрелецкого войска
- Опричнина 1565-1572 гг.
Б) Теперь нам предстоит ознакомиться с законодательным памятником данного периода, с Судебником 1550 года. Характеризовать данный документ мы будем в парах.
В помощь Вам учебное пособие, дополнительный материал, Интернет. Вот вопросы на которые Вам необходимо найти ответы:
- Почему был принят?
- Какие документы легли в основу?
- Какие новшества были внесены в данный документ?
Обучающие работают в парах 5 минут, затем подводим итоги.
ИТОГ (устные ответы учащихся):
1) Так как изменились общественные отношения возникла необходимость изменения законодательства;
- Источники: статьи Судебника 1497 г.; утраченный Судебник князя Василия III Ивановича, отца Ивана IV Грозного; именные царские указы; законодательные акты Боярской думы и Земских соборов; обычаи, судебная практика.
- Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве. Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины. Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: — смертная казнь; — торговая казнь (битье кнутом); — устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение); — членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); — штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: — подлог судебных актов; — мошенничество и др.
В) Следующий аспект внутренней политики царя, который нам необходимо рассмотреть – опричнина. Класс делится на группы, каждая из которых ответственная за свой вопрос.
Для выполнения задания используются разные источники информации: Интернет, учебник, дополнительный текст. (Приложение)
Слайд 7.
- 1 группа - Дать понятие опричнины
- 2 группа - Указать причины и цели опричнины
- 3 группа - Описать события опричнины
- 4 группа - Определить итоги опричнины
На выполнение задания дается 5-7 минут, после этого каждая из групп отчитывается о проделанной работе.
Итог
1) Опричнина - 1. особая территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.
В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати, заключавшейся в применении массовых казней.
2) Причина: желание царя укрепить власть;
Цели опричнины: Явление было направлено на устранение феодальной раздробленности княжеств и целью его было подорвать независимость боярского сословия. Введенная в 1565 году опричнина стала желанием Ивана IV, уставшего от измен бояр, казнить неверных дворян по своей воле.
3) Поход опричников на Новгород, опричный террор
4) Итоги опричнины:
1) Усиление самодержавной власти.
2) Сокращение влияния бояр в государственных делах.
3) Разгром крупных боярских угодий.
4) Введение заповедных лет в 1581 году.
5) Сильный экономической упадок страны.
Г) Решение ситуационных задач
Мы с вами ознакомились с внутренней политикой царя. Давайте попробуем решить следующие задачи:
1) Почему в эпоху опричнины Иван Грозный совершал массовые убийства невинных людей и одновременно рассылал по монастырям списки казненных, чтобы по ним служились поминальные службы?
2) Можно ли оправдать поступок князя Андрея Курбского, перешедшего на сторону литовцев, чтобы избежать преследований со стороны Ивана Грозного?
Для решения задач учащимся выдается дополнительный материал.
В течении 7 минут учащиеся знакомятся с материалами.
Итог
1) Царь был очень набожным человеком, но тем не менее часто был подвержен гневу. Во время гнева совершал много злодеяний, о которых впоследствии очень сожалел.
2) Курбский опасался за свою жизнь. Но при этом вся его семья осталась в Русском государстве и попала в опалу от Ивана Грозного. Курбский тосковал по Родине, переводил философские труды, переписывался с Иваном Грозным, рассуждал о будущем российского государства, но единого мнения относительно этого вопроса между ним и царем Иваном не было. В письмах к боярам выступал борцом с тиранией и обличителем безумного царя.
Каждый высказывает свою точку зрения.
4. Закрепление
Ответьте на вопросы:
- Чем Вам запомнилась личность Ивана Грозного?
- Перечислите основные мероприятия внутренней политики царя.
- Что такое опричнина?
- Что такое Избранная Рада?
- Что такое опричный террор?
- Домашнее задание
Учить конспект
5. Рефлексия
Проводится опрос среди обучающихся:
- Что Вам более всего понравилось на уроке?
- Испытывали ли Вы сложности при выполнении заданий?
- Что нового Вы для себя узнали о личности Ивана IV Грозного?
- Что Вас больше привлекает: индивидуальная или групповая работа?
Обучающие высказали мнение о том, что им было интересно. Работая в группах, анализируя дополнительную литературу, узнали много интересных фактов о личности царя. Особых сложностей при работе не возникло. К групповой работе отношение неоднозначное, некоторые учащиеся высказались о том, что им больше нравится работать самостоятельно, а не коллективно.