Путешествие-игра в город ПДД

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!

В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.

Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах; пропаганда правил дорожного движения среди учащихся.

Задачи:

  • углубить и закрепить знания детей по ПДД;
  • развить логику, мышление, творческие способности детей;
  • воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе, развитие творческих способностей учащихся, воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Игра-путешествие состоит из 10 конкурсов, где учащимся предлагается себя проверить: на знание правил дорожного движения, на знание дорожных знаков, на развитие логического мышления, на развитие творческих способностей.

Надеюсь, данное мероприятие побудит учащихся и дальше изучать и соблюдать правила дорожного движения.

Ожидаемые результаты после проведения данного мероприятия:

  • теоретическое знание учащихся ПДД;
  • соблюдение учащимися ПДД на практике.

Оборудование:

  • цветные круги для конкурса капитанов;
  • дорожные знаки;
  • карандаши, бумага;
  • карточки с заданиями, загадки, жетончики;
  • плакаты с правилами дорожного движения;

Ход мероприятия

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем соревноваться друг с другом в знании ПДД. Прежде чем начать наше путешествие, ребята хотят вам дать наставления, послушайте. (Группа детей читают стихи)

1.

Нам может улица задать
Вопросов очень много,
Но первое, что надо знать,
Как перейти дорогу.

2.

Хочу сказать заранее:
Дорога не игрушки.
Здесь главное внимание
И ушки на макушке.

3.

При переходе не спеши,
Оставим все забавы
И хорошенько поглядим
Налево и направо.

4.

Чтоб скрыться что-то не могло
От пешехода взора.
И быть, конечно, не должно
Помехи для обзора.

5.

Дорогу каждый перейдет
И правильно и просто,
Где пешеходный переход,
А также перекресток.

6.

О том, что это важно знать,
Давайте не забудем.
И правила все соблюдать,
Конечно, все мы будем.

Хором. «Знайте правила движения, как таблицу умножения».

Учитель. Вы уже знаете, что для того чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы и автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Мы проведем конкурсную программу по ПДД.

Учитель. Это необычное путешествие – мы отправляемся в город «ПДДГОРСК», город Знаний и нас будет сопровождать Светофор Светофорович.

Учитель. Нами приготовлены много конкурсов, которые нам предстоит пройти. В игре участвуют 3 команды, у каждой команды есть своя «копилка - багаж», куда будут накапливаться вот такие жетончики за каждый правильный ответ.

Учитель. В конце игры каждая команда посчитает свои жетончики и мы выявим самых сильнейших. А наше жюри будут оценивать ваши знания. (Представление жюри)

Представление команд

Учитель. Игру-путешествие мы начинаем с представления команд. Каждая команда представляет название, девиз и эмблему.

1 команда: «Светофорики»

Девиз:

«Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый, желтый, красный!»

Эмблема:

2 команда: «Постовой»

Девиз:

«И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему»

Эмблема:

3 команда «Пешеходы»

Девиз:

Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Эмблема:

Учитель. На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах тоже есть свои правила.

На дороге множество правил:
Кто где едет, куда как идти.
Их придумали, чтобы аварий
Не случилось с тобой в пути.
Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда.

Конкурс 1. «Разминка»

- Я буду читать, и на чей ряд покажу рукой, тот ряд и отвечает дружно.

1.

Быстрая в городе очень езда,
Ты правила знаешь движения? (Да).

2.

На пешеходном светофоре - красный свет.
Можно идти через улицу? (Нет).

3.

Но вот зеленый горит, что тогда?
Можно идти через улицу? (Да).

4.

Отправляясь по дорогам,
Не забудьте, малыши: тротуары….ПЕШЕХОДАМ,
Остальное для …. МАШИН.

5.

Зашел в троллейбус, не взял билет,
Так поступать полагается? (Нет).

6.

Старушка, преклонные очень года.
Ты место в трамвае уступишь ей? (Да).

Учитель. Светофор Светофорович задает командам вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.

2 конкурс. «Конкурс загадок»

Команды по очереди загадывают друг другу заранее подготовленные дома загадки.

Команда «Светофорчики»

1.

Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)

2.

Шли из школы мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)

3.

Это знак такого рода -
Он на страже перехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.
(«Пешеходный переход»)

Команда «Постовой»

1.

В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
(«Пешеходная дорожка»)

 2.

Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит...
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым
(«Пешеходный переход»)

3.

Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(«Дорожные работы»)

Команда «Пешеходы»

1.

Вот кружок с каемкой красной
А внутри рисунка нет.
Может, девушки прекрасной
Должен быть внутри портрет?
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот?
(«Движение запрещено»)

2.

Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти. Какой?
(«Пункт первой медицинской помощи»)

3.

Что за тёмная дыра?
Здесь, наверное, нора?
В той норе живёт лиса.
Вот какие чудеса!
Не овраг здесь и не лес,
Здесь дорога напрорез!
У дороги знак стоит,
Но о чём он говорит?
(Знак «Тоннель»)

3 конкурс «Шифровка»

Бывает так: едешь-едешь и на дороге какое-нибудь объявление. А в нём исчезли буквы. А так хочется прочитать, что же было написано.

Каждый команде раздаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Нужно отгадать, какое это слово.

1-я карточка

С_ Е _ О _ О _ (светофор )
В _ Д _ Т _ Л _ (водитель)
П _ С _ А _ И _ (пассажир)

2-я карточка

М _ Т _ Ц _ К _ (мотоцикл)
В _ Л _ С _ П _ Д (велосипед)
П _ Ш _ Х _ Д (пешеход)

3 –я карточка

Д_Р_Г_            (дорога)
П_Р_Х_Д          (переход)
Р_Г_Л_Р_В_И_   (регулировщик)

4 конкурс. «Конкурс капитанов»

Ведущий.

Капитаны, капитаны
Сегодня будьте бдительны,
Берегитесь пораженья, как за рулем водители!

Вопросы капитанам: Капитанам по очереди будут задаваться вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)

7. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)

8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)

9.На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

5 конкурс «ПОЛМИНУТКИ ДЛЯ ШУТКИ»

Правильно определить, какой знак перед тобой, тебе помогут не только твои знания, но и чувство юмора.

(Шуточное название знака соединить стрелкой с дорожным знаком)

Шуточное название

Правильный ответ

По роялю не ходить.

Пешеходный переход.

Ура, уроки отменили!

Осторожно, дети.

Клад кота Леопольда.

Дорожные работы.

Шарики без роликов.

Светофорное регулирование.

Там внутри ползет червяк.

Опасный поворот.

Вернись лесной олень.

Дикие животные

6 конкурс «СТРАНА ЗАГАДОЧНЫХ НАЗВАНИЙ»

Разгадать ребусы.

7 конкурс «СОБЕРИ МАШИНКУ»

Конкурс капитанов

Собрать разрезанные картинки машинок.

 

Игра «Едет – не едет». Пока капитаны составляют машинки мы отдохнём. Называю разные слова. Если оно имеет отношение к транспорту – дети хлопают, если нет – молчат. (Например: автобус, арбуз, такси, метро, музей, поезд, снег, мяч, трамвай, троллейбус, велосипед, сапоги.)

8 конкурс. «Найди ошибку»

- Я буду читать сказочные истории, а вы найдите ошибки, которые допустили герои.

1. Винни-Пуху исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили замечательный велосипед. Вини-Пух обрадовался, сел на него и покатил. Он объехал 3 раза вокруг своего домика, проехал по двору 5 раз и выехал на дорогу, направляясь к домику Пятачка. (до 14 лет нельзя выезжать на дорогу)

2. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку: у неё заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвести. Кого подвезёт мальчик? (никого нельзя катать на велосипеде)

3. Винтик и Шпунтик катались на велосипедах. Вдруг у Шпунтика сломался велосипед. Починить его сразу не получилось. Но Винтик не бросил друга в беде: он взял велосипед Шпунтика на буксир и повёз домой. (велосипед нельзя брать на буксир)

4. Три поросёнка строили дом. В магазине они купили длинные рейки и привязали их к велосипеду. Так поросята решили привезти рейки домой. (на велосипеде нельзя перевозить громоздкие предметы)

Конкурс 9. «Конкурс капитанов»

Учитель. А теперь проверим наших капитанов. Я читаю стихи, а капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий круг.

Бурлит в движенье мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ-
Какой горит для пешеходов свет? (красный)

Особый свет- предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ-
Какой на светофоре свет?   (жёлтый)

Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ -
Какой горит при этом свет?  (зелёный)

Конкурс 10. «Кроссворд»

Учитель.  Светофор Светофорович доволен тем, как вы работали и предлагает вам решить кроссворды, одинаковые всем командам, ваша задача решить правильно и быстро, и угадать ключевое слово.

1)

Должен помнить пешеход,
Про подземный …..  (ПЕРЕХОД)

2)

По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой ВЕЛОСИПЕД

3)

По прямым стальным дорожкам,
Ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)

4)

Мчит от самого порога
К городам другим…...(ДОРОГА)

5)

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик - (СВЕТОФОР)

6)

Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (АВТОБУС)

7)

Чтоб дорогу перешёл ты на зелёный свет,
Слушай наш совет:
- Жди! И увидишь перед ним ты
Какой свет? (ЖЁЛТЫЙ)

8)

По обочине дороги
Как, солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. 
Это дорожные … (ЗНАКИ)

9)

Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… (ПЕШЕХОД)

10)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, …(КРАСНЫЙ)

11)

Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место  … (ОСТАНОВКА)

12)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (АВТОМОБИЛЬ)

- Какое ключевое слово разгадали? (осторожность)

Учитель.  Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо!

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в город ПДДГОРСК, давайте проверим, с каким багажом мы вернулись домой. Посчитайте свои жетончики.

Подведение итогов. Награждение победителей

Исполнение песни всеми командами.

ПЕСЕНКА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(на мотив «Пусть бегут неуклюже...»)

1.

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
Но нельзя по дороге бежать.
Тротуар - пешеходам, а машине - дорога.
Это правило все должны знать.

Припев:

Если красный - путь опасный,
Если жёлтый - подожди.
А зелёный, значит можно
Нам дорогу перейти.

2.

Знак дорожный подскажет, запретит и укажет
Пост ГАИ, переход и объезд.
Тем, кто это не знает, мы подскажем, ребята:
Вы учите, вот вам наш совет!

Припев:

Знаки разные, все прекрасные,
Как друзей их надо знать.
Знаки разные, все прекрасные,
Мы их будем соблюдать.

Список литературы

  1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для начальной школы. Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой. -М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.
  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
  3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. /Серия «Здравствуй, школа!» - Росто-на/Д. Феникс, 2005 г.
  4. Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.
  5. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие по ПДД для учащихся начальной школы. СПб. Изд-во МиМ, 1997 г.