Открытое мероприятие, посвящённое 100-летию Бориса Владимировича Заходера

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Б.В.Заходер


Цели литературного вечера:

  • Познакомить учащихся с личностью известного детского писателя.
  • Способствовать повышению интереса к чтению художественных произведений.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся, развивать творческие способности.

Оборудование: портрет Бориса Владимировича Заходера; выставка книг Бориса Владимировича Заходера; костюмы к инсценировкам, сценкам, ширма для кукольного театра, плоские куклы Винни-Пуха, Пятачка. На стенах – рисунки детей к произведениям писателя. Презентация по творчеству поэта. Записи песни «Кошки» в исполнении Жанны Агузаровой и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания!»

Инсценировка стихотворения «Буква Я» (подготовили дети 4 «Б» класса)

1-й ведущий. Наверняка все узнали это весёлое поучительное стихотворение, написанное Борисом Владимировичем Заходером. Как называется это стихотворение?

Неслучайно начали мы наш праздник с этого произведения, ведь оно всем известно с первого класса. «Вскоре все дети будут знать эти стихи наизусть», — сказал Кассиль, когда прочитал эти строчки. И не ошибся.» [1]

2-й ведущий. Сегодняшняя наша встреча посвящена 100-летию Бориса Заходера – одного из самых известных и любимых детских авторов. Борис Заходер создавал книги для детей более 50 лет! Его можно назвать нашим прадедушкой, ведь родился он 100 лет назад, в 1918 году.

3-й ведущий. Родился Борис Владимирович в Молдавии, потом переехали в Москву. Отец, окончив Московский университет, работал юристом, а мать переводчицей, она знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. В Москве прошло детство писателя. Очень рано он освоил немецкий язык.

4-й ведущий. Обладая прекрасной памятью, Борис запоминал и цитировал наизусть целые страницы текста, чем поражал своих сверстников. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Вот и вы послушайте и отгадайте.

Загадки. (Читают подготовленные дети)

Он с жадностью пьёт -
А не чувствует жажды.
Он бел -
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу...
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
- Как жалко...
А скажут:
- Как сладко! (Кусок сахара)

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают! (Первый снег)

Решётка на нём
Нарисована чётко,
И очень к лицу
Людоеду решётка! (Тигр)

Всю жизнь в воде проводит…
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши! (Кит)

5-й ведущий. «В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Итак, драться он не любил, зато все время читал и ещё... очень любил животных. Неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой Брема и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.» [2]  Эту любовь к животным он пронёс через всю жизнь. Животные всегда жили с ним рядом: кошки, собаки, птицы, рыбки в аквариуме. О них Борис Владимирович написал много стихотворений.

«Собачкины огорчения» читает ученик 4 «А» класса….

А вот о кошке. «Кискино горе» читает ученица 4 «Д» ….

6-й ведущий. У Бориса Владимировича есть стихотворение о кошках, которое так и называется «Кошки». На текст этого стихотворения больше тридцати лет назад Евгений Хавтан написал музыку, и  известная Группа «Браво»  впервые исполнила эту ритмичную, весёлую песню, которая очень полюбилась слушателям. Послушайте и вы песню, которую спела Жанна Агузарова.

Учащиеся 4 «Б» класса исполняют танец под песню «Кошки».

Борис Заходер писал стихи и о насекомых. Вот одно из них, о самом назойливом насекомом.

Стихотворение «Муха-чистюха» читает ученица 4 «А» класса…

Послушайте стихотворение «Птичья школа» в исполнении учеников 4 «Г» класса…

7-й ведущий. Борис Заходер написал цикл стихов о ребячьей жизни «На задней парте». Они  пришлись по душе и самим детям. Вот послушайте.
Стихотворение «Мы – друзья» читают ученики 4 «Б» класса…

Ученик 4 «А» класса … прочитает стихотворение «Перемена».

Стихотворение «Вредный кот» читает ученик 4 «Д» класса…

Послушайте стихотворение «Два и три» в исполнении учеников 4 «Г» класса…

8-й ведущий. Заходер был, прежде всего, поэтом, создававшем смешные и грустные стихи, короткие четверостишия и длинные поэмы, но были им написаны и сказки:
«Хрюк на ёлке», «О чём Индюк думал», «История Гусеницы», «Серая Звёздочка», «Русачок», «Почему деревья не ходят», «Сказка про всех на свете», «Почему рыбы молчат», «Как тюлень стал тюленем».

9-й ведущий. Борис Заходер замечательный переводчик и пересказчик зарубежных произведений детской литературы – именно благодаря Заходеру мы узнали о Винни-Пухе Алана Милна, о «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, о «Приключениях Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Кроме этого Заходер перевёл некоторые сказки братьев Гримм, например, «Бременские музыканты». И ещё очень много других сказок и стихов. На сюжет некоторых поставлены фильмы. Один из них, «Мэри Поппинс, до свидания!». В этом фильме есть много песен, музыку написал композитор Максим Дунаевский. Послушайте одну.

Танец Мэри Поппинс исполняет ученица 4»Б» … под музыку из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!».

10-й ведущий. (Из-за ширмы появляются изображения Винни-Пуха и Пятачка.) А кому неизвестны эти герои мультфильма? Сценарий к нему Заходер написал сам. Хотел сделать длинную сказку, но получилось только три истории.

(Ученики 4 «Б» класса представляют кукольный театр. Миниатюра «Кричалки Винни-Пуха».)

Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!
Песенка вторая (песенка-загадка)
Куда идем мы с Пятачком?
Большой-большой секрет,
И не расскажем мы о нем,
Да-да! (Верней, нет-нет!)
Зачем шагаем мы вдвоем,
Откуда и куда?
Секретов мы не выдаем!
Нет-нет! (Верней, да-да!)

Предлагаем вам, ребята, вместе с Винни-Пухом пропеть его первую кричалку. (Дети в зале вместе с исполнителем роли Винни-Пуха произносят слова.)

Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!

Что-то не очень громко у вас получилось. Давайте попробуем ещё раз.

Надеемся, что мы помогли вам вспомнить произведения Бориса Владимировича Заходера, улыбнуться, прослушав его стихи, и у вас появилось желание ещё раз взять его книги и перечитать их, а кому-то прочитать вновь.

Источники информации

1. http://www.playcast .ru/communities/pamjat/?act=news&id=266786

2. http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/509-zakhoder-boris-vladimirovich