Цель: воспитывать желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи:
- закрепить полученные знания об образе жизни и повадках ежа;
- учить детей понимать образное содержание и идею сказки;
- развивать устную речь детей;
- продолжать учить работать с иллюстрациями;
- продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы (ежика) с помощью цифр и создавать композиции;
- формировать умение передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине;
- учить закрашивать рисунки карандашом.
Развивающая среда: картинка с изображением ежа из серии «Дикие животные»; иллюстрации к сказке А.Суконцева «Как ежик шубу менял»; ежик игрушка; образец рисунка ежика; схема поэтапного рисования; альбомный лист, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Предварительная работа: игровая ситуация «В гости к ежику»; рассматривание картинки «Ежик в лесу», составление описательного рассказа «Колючка»; чтение стихотворения Е.Стюарт «Еж».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной. (Еж)
- Правильно вы отгадали загадку. Раз есть иголки – значит это ежик. А я вам расскажу сказку, в которой ежик свою колючую шубку променял на заячью. Хотите узнать, что из этого вышло? Воспитатель читает сказку А.Суконцева «Как ежик шубу менял».
Беседа по прочитанному.
- Это рассказ, сказка или стихотворение? Почему?
- Как бы вы назвали эту сказку?
- Автор назвал «Как ежик шубку менял». Подходит?
- В какое время года происходит действие сказки? Как определили?
- Что забыл ежик сделать?
- Какая шуба у ежика? А какая у зайца?
- Почему ежику понравилась заячья шуба?
- Почему ежику пришлось убегать от лисы? А почему не смог убежать?
- Где спрятался ежик?
- Почему ежик опять ходит в своей колючей шубке? Как вы понимаете словосочетание «надежная шубка»?
Физкультминутка.
Жарким днем лесной тропой |
Идут друг за другом по кругу. |
Звери шли на водопой. |
|
За мамой лосихой топал лосенок |
Топают, высоко поднимая колени. |
За мамой лисицей крался лисенок. |
Ходьба на носках «крадущимся шагом». |
За мамой ежихой катился ежонок. |
Руками перед собой «крутят». |
За мамой медведицей шел медвежонок. |
Ходьба по кругу, раскачиваясь, имитируя походку медведя. |
За мамою белкой скакал бельчонок. |
Ходьба вприсядку. |
За мамой зайчихой прыгал зайчонок. |
Прыжки по кругу. |
За мамою мышкой тащился мышонок. |
Медленная ходьба с опущенными плечами. |
За мамой волчицей рыскал волчонок. |
Размашистая ходьба
с поочередными |
«В лесу».
Пальчиковая гимнастика «У кого какая шубка».
Шуба серая – у волка, |
Дети поочередно загибают пальцы на |
Шуба ежика в иголках, |
руке, перечисляя диких животных и цвет |
Шуба рыжая лисы - |
их «шуб». |
Удивительной красы. |
|
Шуба белая у зайца, |
|
У медведя – бурая |
|
Не страшны ему дожди |
Качают головой из стороны в сторону. |
И погода хмурая! |
|
Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации к сказке «Как ежик шубу менял».
(Яркие, выразительные, легко узнали героев, понравились).
Воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к сказке.
Предлагаю вам, ребята нарисовать ежика необычным способом, с помощью цифр. (Показать образец).
Перед рисованием давайте внимательно рассмотрим предмет (ежика):
- какой формы (полукруг с треугольником);
- основные части (мордочка, туловище, носик, глазик);
- характерные детали (колючки).
Рассматриваем образец: дети уже знают цифру «один», умеют рисовать. Она на образце выделена красным цветом, чтобы дети могли ее заметить. Задаю вопрос: «Какая цифра спряталась на рисунке?» (Ответы).
С помощью этой цифры я нарисовала ежика и вас хочу научить.
Далее показ, который сопровождается указаниями, помогающими запомнить последовательность действий:
- по середине листа нарисовать цифру «один» (носик снизу вверх под наклоном и палочка вниз); носик цифры соединяем плавной линией с нижней частью палочки; получилась мордочка ежа;
- внизу от палочки рисуем ровную горизонтальную линию; от верхней части рисуем полукруг, линию соединяем с концом нижней линии; получилось туловище;
- на мордочке рисуем один глаз (точечка), веселый ротик (плавная линия) и носик (маленький кружок); на теле рисуем иголки (палочки по всему периметру).
Рисование с опорой на схему поэтапного рисования. Помощь детям, которые испытывают затруднения. Предложить детям нарисовать травку, кустики, грибы, яблочки.
Просмотр работ, педагогическая оценка.
Итог: понравилась ли сказка; расскажите дома родителям.
Приложение