Роль гармоники в развитии музыкального искусства Осетии

Разделы: Дополнительное образование


По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадᴂстᴂнон фᴂндыр - двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса. Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен - струны и в отчаянии запел...

Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубь веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся следующие:

  • хъисын-фᴂндыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется обыкновенной скрипкой;
  • дала-фᴂндыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хьисын-фᴂндыром. На нем тоже играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекается бряцанием и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами;
  • дыууадᴂстᴂнон фᴂндыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент; в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев;
  • уадындз - духовой дульцевый инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в «Сказаниях о Нартах». На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели;
  • стили - духовой тростьевой инструмент, род спаренного примитивного кларнета;
  • фидиог - духовой мундштучный инструмент, представляющий собой рог быка, барана или тура. Он служил для подачи сигналов на охоте;
  • къᴂрцгᴂнᴂг - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, род трещетки, кастаньет. Один из любимых ритмизующих инструментов осетин;
  • ирон хъандзал-фᴂндыр известен сегодня как осетинская гармошка. Из всех перечисленных является сегодня самым распространенным инструментом, без которого не обходится ни одно праздничное торжество, ни одна осетинская свадьба.

Примечательно, что первая книга К.Л.Хетагурова называется «Ирон фᴂндыр».

Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев, чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-кандзал-фᴂндыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь».

По мнению Ф.Алборова и К.Цхурбаевой, в осетинский быт гармоника вошла в ХIХ веке. Инструмент был заимствован у русских (казачьих) музыкантов.

С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии... На ирон-кандзал-фᴂндыре в Осетии играли исключительно женщины. Девочек начинали учить на этом инструменте с ранних лет, и они уже с 7–8-летнего возраста импровизировали плясовые наигрыши, вариации на темы танцевальных мелодий. С конца XIX века установилось два обычая: жених должен наряду с другими свадебными подарками обязательно дарить невесте и гармонь (ирон-кандзал-фᴂндыр), а когда женщина умирала, клали в ее могилу гармонь, на которой она играла. В прошлом ирон-кандзал-фæндыр был только сольным инструментом; в послереволюционные годы он вошел в состав Ансамбля песни и пляски Осетии, где на нем преимущественно играли женщины.
Осетинская гармошка имеет два вида: диатонический и хроматический. Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка». Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда.

Рассматривая технику исполнительства на осетинской гармонике, нетрудно заметить, что путь, который проделал инструмент от своей простейшей конструкции до современного вида, занял немного времени. Простейшую осетинскую гармонику от современного концертно-промышленного инструмента отделяет лишь несколько десятилетий.

К настоящему времени у гармонистов накопился довольно солидный оригинальный репертуар. Среди пьес, написанных специально для осетинской гармоники, имеется много сочинений крупной формы: сюиты, концерты с оркестром народных инструментов и симфоническим оркестром, создано большое количество обработок народной музыки, эстрадных миниатюр. Многие сочинения были представлены на международных, всероссийских конкурсах ведущими мастерами осетинской гармоники.