Тема: «Радуга».
Возраст: для младших школьников.
Тип: изучение и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Создание условий для расширения представления учащихся о азбуке цвета: цветовом круге, спектре, основных и составных цветах.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление об использовании трех основных цветах, научить смешивать краски;
- Познакомить с теоретическими знаниями о взаимодействии цветов, учить применять цветовую гамму для гармонизации композиции.
Развивающие:
- Содействовать формированию практических умений и навыков в смешивании красок в ограниченной цветовой палитре;
- Способствовать развитию зрительного восприятия различных цветовых оттенков.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к цветовому многообразию. художественный вкус, умение использовать знания о сочетании цветов в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: Положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, участвовать в творческом созидательном процессе
Метапредметные:
- Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые изменения, адекватно оценивать свои достижения.
- Познавательные: Осознавать поставленную задачу, создавать алгоритм деятельности с помощью учителя,
- Коммуникативные: Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные: Формировать систему знаний о цветовой палитре, овладеть навыками смешивания цветов для решения учебных и творческих задач. Закрепить приемы работы с акварелью.
Ход занятия
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем проводить творческий эксперименты. Кто может объяснить слово эксперимент? |
Дети формулируют определение к слову эксперимент. Карандаш! |
Личностные УУД |
Создание проблемной ситуации |
Обращает внимание, что у Карандаша в руке палитра, на которой, всего три цвета. Назовите эти цвета. (Слайд 2) Вы обратили внимание какую красивую картину нарисовал Карандаш? На картине, изображенной им очень много цветов. Какие цвета использовал при создании изображения художник? (Слайд 3) |
Красный, желтый, синий.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. |
Познавательные УУД |
Формулирование проблемы |
Для того чтобы нарисовать радугу не надо иметь большой набор красок. Вполне достаточно трех, но самых главных: это – синий, красный и желтый. Эти цвета называют основными. А почему их так называют? |
Дать возможность детям высказать свои предположения. |
Коммуникативные УУД |
Поиск решений проблемы. (актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний) |
Для эксперимента нам будут нужны краски трех цветов, кисточка, баночки для воды и альбом. Для того чтобы эксперимент прошел удачно, необходимо соблюдать правила. А вот какие? Нам поможет Карандаш. (Слайд 4) |
Правила работы с кистью и красками 1. Не следует очень жидко разводить краску; |
Коммуникативные УУД Высказывать свои мысли Слушать и понимать других. Познавательные УУД Умение на основе анализа объектов делать выводы; Отвечать на поставленные вопросы |
Дети выполняют эксперимент. | |||
Приступим к экспериментам? На ваших листочках нарисованы круги. Половинку первого круга закрашиваем желтым цветом вторую половинку этого же круга закрашиваем краской красного цвета. Хорошо промываем кисточку и начинаем смешивать в середине круга оба цвета. Обратите внимание, ребята, какого цвета становится круг? (Слайд 5) | Оранжевый | ||
Продолжаем эксперименты Карандаш предлагает нам смешать желтый и синий. (Слайд 6) Получили какой цвет? | Зеленый | ||
Последняя пара цветов синий + красный = фиолетовый. (Слайд 7) |
Фиолетовый | ||
Возвращаемся к моему вопросу. Почему желтый, красный и синий цвета называют основными, а все остальные составные цвета? А сейчас подумайте и ответьте на такой вопрос. Где в природе вы можете встретить все эти цвета вместе? |
Ответы детей. |
||
Когда появляется радуга на небе? (Слайд 8) | Предполагаемый ответ: «После дождя». | ||
Давайте посчитаем сколько цветов в радуге? Ребята, а кто-нибудь обращал внимание в какой последовательности располагаются цвета в радуге? |
Предполагаемый ответ: «Семь». | ||
Приступаем, ребята. Разноцветный круг, который вы нарисовали, называется спектр. В спектре все цвета, которые расположенные напротив друг друга называют дополнительными цветами. (Слайд 10) Если эти цвета расположить в рисунке рядом, то они как бы усилят друг друга. И рисунок становиться более ярким и красочным. Как эти цвета можо расположить рядом на рисунке нам поможет Карандаш. (Слайд 11) |
Выполняют задание.
Рассматривают нарисованный спектр в альбоме |
||
|
Он нарисовал небо. Ярко-синим цветом. Посмотрите на цветовой круг и скажите какой цвет стоит на против синего? |
Желтый. |
|
Динамическая пауза |
Физкультминутка (Слайд 12) «Радуга» |
|
Личностные УУД |
Практическая работа (творческое применение знаний) |
Отдахнули, приступаем к творческой работе. (Слайд 13) |
Выполняют творческое задание |
Регулятивные УУД |
Рефлексия (подведение итогов) Анализ работ |
Сейчас посмотрим, у кого что получилось, какие сочетания взаимодополнительных цветов вы смогли изобразить на своих рисунках. |
|
Регулятивные УУД |
Источники информации
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учеб. под ред Неменского Б.М. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Учебное издание. Библиотека художника. пер. с англ. У.Сапциной. - М.: Астрель: АСТ, 2007.
- Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994.
- Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. - 2006.
- Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
- Цветовой круг – Шишкина школа https://yandex.ru/search/?text=занятие%20для%20детей%20шишкина%20школа%20цвета&lr=74&clid=2270455&win=314#/videowiz?filmId=16794323648502874063