Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.
Задачи:
- Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
- Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.
Форма: игра «Биоринг».
Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблички «Систематические категории покрытосеменных растений», «Признаки однодольных и двудольных растений», «Признаки растений разных семейств».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас игра «Биоринг» по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы:
1. Систематика покрытосеменных растений.
2. Признаки однодольных и двудольных растений.
3. Признаки растений семейств однодольных и двудольных растений.
4. Многообразие покрытосеменных растений.
Правила игры: В игре принимает участие шесть команд по два человека. Капитаны команд сидят за первыми партами, а участники команд за ними на вторых партах. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется. После каждого тура команда, набравшая наименьшее количество баллов выходит из игры. В финале остаётся две команды, которые разыгрывают победные баллы.
1 тур. Дайте определения систематическим категориям покрытосеменных растений.
Вопрос |
Ответ |
1. Что такое совокупность особей, имеющих одинаковое строение, процессы жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих общую территорию – ареал? |
6 - Вид |
2. Что такое совокупность близкородственных классов? |
5 - Отдел |
3. Что такое совокупность близкородственных видов? |
3 - Род |
4. Что такое совокупность близкородственных отделов? |
1 - Царство |
5. Что такое совокупность близкородственных семейств? |
4 - Класс |
6. Что такое совокупность близкородственных родов? |
2 - Семейство |
2 тур. Расположите систематические категории в классификации покрытосеменных растений.
Вопрос |
Ответ |
1. Семейство – 2.Род – 3.Вид |
3. Вид – 2.Род – 1.Семейство |
1. Семейство – 2.Отдел – 3.Класс |
1. Семейство – 3.Класс – 2.Отдел |
1. Царство – 2.Отдел – 3.Класс |
3. Класс – 2.Отдел – 1.Царство |
3 тур. Какие признаки имеют растения класса однодольные и двудольные.
Вопросы |
Ответы |
1. Сколько семядолей содержит зародыш однодольных растений? |
4 – 1 семядоля. |
2. Какую корневую систему имеют двудольные растения? |
1 – Стержневая корневая система |
3. Какое жилкование имеют листья двудольных растений? |
6 – Сетчатое жилкование |
4. Какую корневую систему имеют однодольные растения? |
2 – Мочковатая корневая система |
5. Какое жилкование имеют листья однодольных растений? |
5 – Дуговое или параллельное жилкование листа |
6. Сколько семядолей содержит зародыш двудольных растений? |
3 – 2семядоли |
4 тур. Какие формулы цветка имеют семейства двудольных и однодольных растений?
Вопросы |
Ответы |
1. Какие формулы цветка имеют растения семейства Розоцветные? |
5 |
2. Какие формулы цветка имеют растения семейства Лилейные? |
4 |
3. Какие формулы цветка имеют растения семейства Бобовые? |
3 |
4. Какие формулы цветка имеют растения семейства Паслёновые? |
2 |
5. Какие формулы цветка имеют растения семейства Злаков? |
1 |
6. Какие формулы цветка имеют растения семейства Крестоцветные? |
6 |
Финал. Капитан, проигрывающей команды вытягивает карточку, на которой написано семейство покрытосеменных растений. В течение 1 минуты команды записывают названия растений семейств покрытосеменных растений. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество растений.
Подведение итогов игры, награждение, победившей команды.
Рефлексия
Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).
Литература
1. Д.И. Трайтак. “Книга для чтения по ботанике”.
2. Е.Н. Алешко. “Хрестоматия по ботанике”.