Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные растения»

Разделы: Биология, Мастер-класс


Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: игра «Биоринг».

Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблички «Систематические категории покрытосеменных растений», «Признаки однодольных и двудольных растений», «Признаки растений разных семейств».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас игра «Биоринг» по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы:

1. Систематика покрытосеменных растений.

2. Признаки однодольных и двудольных растений.

3. Признаки растений семейств однодольных и двудольных растений.

4. Многообразие покрытосеменных растений.

Правила игры: В игре принимает участие шесть команд по два человека. Капитаны команд сидят за первыми партами, а участники команд за ними на вторых партах. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется. После каждого тура команда, набравшая наименьшее количество баллов выходит из игры. В финале остаётся две команды, которые разыгрывают победные баллы.

1 тур. Дайте определения систематическим категориям покрытосеменных растений.

Вопрос

Ответ

1. Что такое совокупность особей, имеющих одинаковое строение, процессы жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих общую территорию – ареал?

6 - Вид

2. Что такое совокупность близкородственных классов?

5 - Отдел

3. Что такое совокупность близкородственных видов?

3 - Род

4. Что такое совокупность близкородственных отделов?

1 - Царство

5. Что такое совокупность близкородственных семейств?

4 - Класс

6. Что такое совокупность близкородственных родов?

2 - Семейство

2 тур. Расположите систематические категории в классификации покрытосеменных растений.

Вопрос

Ответ

1. Семейство – 2.Род – 3.Вид

3. Вид – 2.Род – 1.Семейство

1. Семейство – 2.Отдел – 3.Класс

1. Семейство – 3.Класс – 2.Отдел

1. Царство – 2.Отдел – 3.Класс

3. Класс – 2.Отдел – 1.Царство

3 тур. Какие признаки имеют растения класса однодольные и двудольные.

Вопросы

Ответы

1. Сколько семядолей содержит зародыш однодольных растений?

4 – 1 семядоля.

2. Какую корневую систему имеют двудольные растения?

1 – Стержневая корневая система

3. Какое жилкование имеют листья двудольных растений?

6 – Сетчатое жилкование

4. Какую корневую систему имеют однодольные растения?

2 – Мочковатая корневая система

5. Какое жилкование имеют листья однодольных растений?

5 – Дуговое или параллельное жилкование листа

6. Сколько семядолей содержит зародыш двудольных растений?

3 – 2семядоли

4 тур. Какие формулы цветка имеют семейства двудольных и однодольных растений?

Вопросы

Ответы

1. Какие формулы цветка имеют растения семейства Розоцветные?

5

2. Какие формулы цветка имеют растения семейства Лилейные?

4

3. Какие формулы цветка имеют растения семейства Бобовые?

3

4. Какие формулы цветка имеют растения семейства Паслёновые?

2

5. Какие формулы цветка имеют растения семейства Злаков?

1

6. Какие формулы цветка имеют растения семейства Крестоцветные?

6

Финал. Капитан, проигрывающей команды вытягивает карточку, на которой написано семейство покрытосеменных растений. В течение 1 минуты команды записывают названия растений семейств покрытосеменных растений. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество растений.

Подведение итогов игры, награждение, победившей команды.

Рефлексия

Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).

Литература

1. Д.И. Трайтак. “Книга для чтения по ботанике”.

2. Е.Н. Алешко. “Хрестоматия по ботанике”.