ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, в сочетании с Интернетом они создали феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения, которая дает возможность обучающимся осваивать новые способы обучения, а современному учителю стать разработчиком новых методов и способов обучения с применением цифровых образовательных ресурсов.Однако стремление повысить качество образования путем внедрения инновационных преобразований на основе повсеместного применения ИКТ пока остается нереализованным.
Идея создания цифрового тренажера под названием “Phrasal verbs matter” с использованием цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ в первую очередь была направлена на решение проблемы, связанной с низким уровнем освоения и использования в речи фразовых глаголов. Что является следствием недостаточного количества времени, отводимого на изучение фразовых глаголов, недостаточным количеством тренировочных упражнений для их отработки на уроках английского языка по УМК Spotlight. В результате, овладение фразовыми глаголами остается на уровне пассивной лексики, и редко используются в речи. В основе идеи была гипотеза о том, созданный цифровой тренажер позволит осваивать фразовые глаголы качественно и экономично по времени. Объектом исследования стал цифровой продукт тренажер под названием “Phrasal verbs matter”, а предметом исследования – категория качества освоения фразовых глаголов. Целью проекта было выявление влияния цифрового продукта на качество освоения фразовыми глаголами, через решение поставленных задач:
1). Определить основные термины и понятия по теме фразовые глаголы и их значимость в изучении английского языка.
2). Изучить методы освоения фразовых глаголов и предложить свои идеи.
3). Провести опрос среди учащихся 11 классов о понимании значимости фразовых глаголов и уровне использования их в английской речи.
4). Изучить литературу по теме использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
5). Создать печатное приложение материала по фразовым глаголам по программе 11 класса.
6). Создать цифровой продукт с использованием цифрового образовательного приложения https://learningapps.org/ на основе бумажного приложения.
7). Провести исследование с целью выявления влияние цифрового продукта на качество освоения фразовых глаголов.
8). Сделать выводы о целесообразности внедрения созданного продукта в практику образовательной деятельности.
Актуальность и новизна работы обусловлена необходимостью создания эффективной цифровой продукции, направленной на реализацию образовательной программы школы в изучении фразовых глаголов, что отвечает насущной потребности образовательной практики и является личностно значимой для участников проекта. Не смотря, на то, что на сегодняшний день существуют достаточное количество интернет ресурсов, посвященных изучению грамматики английского языка, включая фразовые глаголы, созданный цифровой продукт тренажер в первую очередь направлен накачественную реализацию школьной программы, отвечает потребностям школьников, и создает условие для независимого освоения.
Глава 1. Теоретическая. Значение фразовых глаголов. Основные термины и понятия
Если, разговаривая на английском языке, вы уже не хотите звучать на уровне учебника средней школы, и стремитесь вырваться из ловушки “intermediate level”, тогда расширение словарного запаса через употребление фразовых глаголов станет для вас ключом к более выразительной и коммуникативной речи. Для того чтобы выяснить понимание значимости фразовых глаголов и уровень использования их в практике английской речи был проведен опрос среди учащихся 11х классов. Опрос проводился посредством анкетирования. (см. приложение 1) В опросе приняли участие 23 учащихся. Респондентам были заданы следующие вопросы:
What is the most important thing in learning English? What is the most difficult thing in English grammar for you? How many of phrasal verbs do you remember? Which verbs do you prefer to use? Would you like to enrich your vocabulary with phrasal verbs? Первый слайд показывает, что самым важным в изучении английского языка для учащихся является «говорение» (84% учащихся), на втором месте стоит «грамматика» (12% уч-ся), и только 6 % уч-ся считают словарный запас важным. На слайде 2 трудности с фразовыми глаголами определили 6% уч-ся, тем самым подтверждая, что этот аспект языка, не является значимым для большинства учащихся. Основное внимание 82% уч-ся уделяют видовременной системе глагола. И как результат отношения к лексике, на слайде 3 мы видим, что 41% уч-ся помнит менее 5 фразовых слов и 35% до 10 слов, таким образом, 76% уч-ся не владеют фразовыми глаголами, они остаются на уровне пассивной лексики и «узнавания». Тем не менее, 41 % уч-ся предпочитают использовать фразовые глаголы в речи. Мотивирующим фактором является то, что 94% уч-ся хотели бы расширить свой словарный запас через изучение фразовых глаголов. Таким образом, опрос подтвердил наличие проблемного момента в учебном процессе, а именно: нет должного внимания к изучению фразовых глаголов, и как следствие, они не востребованы в практике учащихся.
Использование фразовых глаголов способствует более эффективному выражению своих мыслей и позволяет достичь аутентичного – естественного уровня владения языком. Это «емкие слова», которые содержат много смысла. По фразовым глаголам опознают аутентичность английского языка. Интересно, что лингвисты между собой шутят: «произносим «фразовый глагол», имеем в виду «английский язык». В английском языке насчитывают около пяти тысяч фразовых глаголов. В устной речи англичане используют несколько сотен, а в письменной речи до одной тысячи фразовых глаголов.
Официальный сайт Википедии дает следующее определение термина:
«Фразовый глагол (англ. Phrasal verb) — комбинация глагола и предлога, глагола и наречия, либо одновременно глагола и предлога с наречием, и является одним членом предложения, образуя, таким образом, цельную семантическую единицу». [1]
Предлоги и наречия во фразовом глаголе называются грамматическими частицами. Использование фразовых глаголов традиционно считалось характерным для разговорной речи. Однако, Дмитриева Е.В. в работе «Некоторые аспекты изучения фразовых глаголов на уроках английского языка» говорит о том что, язык динамичен, меняется и развивается. В инаугурационной речи президента США Барака Обамы 2009 года, Дмитриева Е.В. отмечает употребление таких фразовых глаголов, как: «pack up, wear out, carry on, pick up, dust off, call for, call on, put off, give up, face down, stand up for, roll back и так далее». [5]
С.С.Барбашева, в работе «Особенности употребления фразовых глаголов в медицинском дискурсе» проводит исследование по использованию фразовых глаголов в области медицины, подтверждает, что многие глаголы стали неотъемлемой частью официального языка юриспруденции, экономики и медицины. Это объясняется тем, что многие фразовые глаголы со временем приобретают новые значения, утрачивая старые. [1]
Общеизвестной считается классификация фразовых глаголов по следующим типам:
1. Переходные и непереходные фразовые глаголы.
- Переходные фразовые глаголы (Transitive phrasal verbs) – это глаголы, требующие после себя прямое дополнение. Например: “ They came across an interesting fact”, “They have come out of the building”, “They were giving away free tickets”, “Try to keep to the point”.
- Непереходные фразовые глаголы (Intransitive phrasal verbs) - это глаголы, не требующие после себя прямого дополнения. Например: “Keep it up - to continue to be good at sth”. “Her parents finally gave in and let her go to the party.” “During the meeting he cut in and asked some questions”. “The cover of the book is coming apart”. “I have told him to keep away but he won’t listen”.
2. Неразделяемые и разделяемые фразовые глаголы.
- Неразделяемые фразовые глаголы (Inseparable phrasal verbs) – эта группа глаголов, которые нельзя разделять. Например: “My friend has cut down on sugar.” “I can’t do away with them.” “I have to put up with it.” “Keep up good work”.
- Разделяемые фразовые глаголы (Separable phrasal verbs) - глаголы могут разделяться дополнением. Например: “Give it away.” “You can’t keep kids away from the computer.”
3. Фразовые глаголы с буквальным и абстрактным значением.
Например: “I gave in my essay yesterday”. “Her parents finally gave in and let her go to the party.” “turn in – go to bed”. [10] “If an alarm goes off, it suddenly makes a loud noise.” “If food or drink goes off, it is not good to eat or drink.”
4. Фразовые глаголы с одним и многими значениями. Например: “ go out- to leave, to stop giving light.” “keep up – to go at the same speed as something /sb to keep the level with sth/sb; to increase or make progress; to practice a skill that you learned in the past to be good at it.”
Общепринятыми трудностями в освоении фразовыми глаголами считаются следующие причины: отсутствие их в русском языке, многозначность, идиоматические значения. [1] Например: “keep up sth - to practice a skill that you learned in the past to be good at it,” “keep it up - to continue to be good at sth.” “Come down- to start to suffer from an illness, especially one that is not serious;” “come down to- depend mostly on or be influenced most by.” “Come across- discover (or meet) by chance”, come up against- encounter or have to deal with a difficult situation”. [10] Затруднение в понимании стало для нас вызовом в поиске методов освоении фразовых глаголов.
Зарубежные методисты традиционно делят фразовые глаголы на группы, и для более удобного их освоения, предлагают метод деления глаголов на следующие группы:
- по основному глаголу с разными частицами;
- глаголы с одинаковой частицей;
- глаголы, объединенные по темам;
- глаголы, объединенные единой концепцией.
Проанализировав и сопоставив разные подходы в освоении фразовых глаголов, мы предлагаем свой метод изучение фразовых глаголов по этапам, и назвали этапы: базовый, аналитический творческий. Чтобы процесс освоения был более интересным, эффективным и продуктивным, и предотвращал механическое зазубривание, на каждом этапе фразовые глаголы осваивать в соответствии с уровнями мыслительной деятельности по таксономии Блума.
На первый этап: базовый, вынести глаголы группы:
а). Например: “come along, come apart, come round, come out, come down, come about, come off, come up, come over, come up against, come to, come across, come down to”.
На второй этап: аналитический вынести глаголы группы
b). Например: “come out, go out, carry out, talk smb out of smth, keep out, give out, check out, cut out.”
На третий этап: творческий вынести глаголы группы
c). Например: “Work, study, finance”, “Personal life”, “The world around us” и группы
d). Например: “Time: spending time”. “Time: passing time” “Location”. “Cause and effect”. “Change”. “Starting and finishing”.
Метод освоения глаголов по этапам, на наш взгляд, представляет интерес, т.к. каждый этап логично является основой для последующего. Более того, освоение глаголов проходит по всем уровням мыслительной деятельности на каждом этапе, таким образом, подойдя к творческому этапу,учащиеся смогут легко и быстро оперировать фразовыми глаголами,осваивая их уже по темам и концепциям, что позволит сделать устную и письменную речь аутентичной.
Итак, подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что мы рассмотрели понятие «фразовый глагол», определили значимость фразовых глаголов для общения и их трудность в освоении, изучили подходы к классификации фразовых глаголов, предложили метод освоения глаголов по этапам.
Глава 2. Практическая. Реализация образовательного ресурса https://learningapps.org/ в создании цифрового продукта
Для решения заявленной проблемы и реализации своей идеи мы обратились к цифровым технологиям. С распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. [6] Педагоги разрабатывают новые методы и способы обучения с применением цифрового материала. Психологические исследования отмечают положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого и теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, которое помогает принимать оптимальные решения. Использование ЦОР в учебном процессе способствует более эффективному формированию модульно-рефлексивного стиля мышления. [8]
По типу цифровых образовательных ресурсов https://learningapps.org/ является инструментальным средством для создания электронных тренажеров в игровом формате. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, которые включают 20 игровых упражнений.
При помощи ресурса LearningApps.org мы создали упражнения – тренажеры, для освоения 10 фразовых глаголов come, keep, put, go, do, talk, carry, check, cut, give которые входят в программу изучения 11 класса, в соответствии уровней мыслительной деятельности по таксономии Блума. Для каждого фразового глагола была сделана подборка предложений и создано печатное приложение из четырех разделов. [10], [11], [12], [13], [15]
Первый раздел – карточки с фразовыми глаголами. Второй раздел - карточки с определениями фразовых глаголов. Третий раздел – сводная таблица. Четвертый раздел – подборка предложений c заданиями. «Complete the sentences with a particle; Use a phrasal verb to complete the dialogues; Use a phrasal verb to complete the sentences; Rewrite these sentences so that the actions are the opposite of the ones underlined; Use а phrasal verb Rewrite the underlined words using phrasal verbs; Which is a phrasal verb and a verb with a preposition? Match the phrasal verbs in the sentences 1-5 with the definitions a-e; Сhoose the correct paraphrase». Печатное приложение стало основой содержания цифрового продукта. (см. приложение 2)
Виды созданных упражнений – тренажеров цифрового продукта:
- «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают значение к фразовому глаголу, из предложенных четырех. (уровень знание- понимание – применение) https://learningapps.org/display?v=p7ekp01rn17
- «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают фразовый глагол, из четырех предложенных, к озвученному значению, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. (уровень применение - анализ) https://learningapps.org/display?v=pvxa2amjt17
- «Заполни пропуски». Учащиеся подбирают правильную частицу к глаголу в связанном рассказе или наборе предложений составленных на аутентичном материале. (уровень применение - анализ – оценивание) https://learningapps.org/display?v=piayyeiy218
https://learningapps.org/display?v=prtzi2v1j18 - «Найти пару». Учащиеся группируют значение и фразовый глагол и создают пару. (уровень применение - анализ). Более сложный вариант этого упражнения - тренажера, группирование через процесс аудирования. Учащиеся развивают навык понимания значения глагола на слух. https://learningapps.org/display?v=p2j5q5nwa18
https://learningapps.org/display?v=pdaeypa8k18 - «Кто хочет стать миллионером». Для контроля качества освоения глаголов.
(применение-анализ – оценивание) https://learningapps.org/display?v=pdfxzi6pc17
Одной из главных ценностей созданного цифрового продукта является его интерактивность, он может быть как частью интерактивных блоков и быть общедоступным для других пользователей, так и для осуществления внутренней и внешней обратной связи «педагог - образовательный ресурс - обучаемый».
Ученик получает информацию в ответ на свои действия при выполнении упражнений. [7] Эта связь помогает учащемуся сделать самокоррекцию и осознанный вывод об успешности или ошибочности решения. Это развивает навык рефлексии, стимулирует и помогает оценить и скорректировать результаты. Цифровой продукт можно создавать с разъяснениями, подсказками, «наталкиванием на мысль», с информацией о правильности действий или демонстрацией правильного ответа.
Учитель получает информацию через внешнюю обратную связь для учета деятельности, обучаемого с цифровым продуктом, и для коррекции организации работы с цифровым продуктом. Цифровой продукт облегчает понимание изучаемого материала. воздействуя на слуховую и эмоциональную память. Позволяет сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Это «бесконечно терпеливый наставник», дающий практически неограниченное количество попыток выполнить задание, более того, сам процесс экономичен по времени. А опыт показывает, что фразовые глаголы требуют постоянного повторения. Цифровой тренажер позволяет реализовать эту потребность и предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы. Создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, а значит, формировать навыки самообучения, саморазвития, самообразования.
Пройдя освоение фразовых глаголов по предложенным этапам и на описанных выше уровнях, можно смело переходить на творческий этап, отрабатывая умения и навыки владения фразовыми глаголами по темам или концепциям. Хорошо отработанные умения и навыки пользоваться глаголами на пяти уровнях мыслительной деятельности (знание - понимание – применение - анализ - оценка) позволят продуктивно и максимально экономно по времени выполнять и творческие задания, в написании письменных работ или составлении устного ответа в форме монологической или диалогической речи с использованием фразовых глаголов.
Таким образом, мы выделили самые важные позитивные моменты использования цифрового образовательного ресурса, в изучении английского языка, которые заключаются в том, что создаются условия для формирования навыков самообучения, саморазвития, самообразования; для развития памяти, реакции, внимания, нового стиля мышления. Созданный на основе цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ цифровой продукт позволяет учащимся экономично оперировать вариантами решения задач, быстро получать обратную связь для анализа и рефлексии своего учебного процесса без посредника-педагога, отвечает на требования, заявленные во ФГОС.
Глава 3. Экспериментальная. Эффективность цифрового продукта “Phrasal verbs matter”.
Для проведения эксперимента были созданы группы из 12 учащихся 9г, 11а, и 11б классов. Цель эксперимента: выявить влияние цифрового образовательного продукта на качество освоения фразовых глаголов.
Процедура эксперимента.
- Первичное знакомство с фразовым глаголом, через анализ значений по основному смыслу и влияния частицы на смысловое содержание фразы.
- Освоение фразового глагола а) по упражнениям цифрового продукта и печатного приложения.
- Контроль качества освоения глагола.
Таким образом, один и тот же глагол осваивался двумя способами. На освоение глаголов отводилось 10 минут. По истечению времени поводился контрольный замер качества освоения глагола. Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия: группы были сформированы по желанию участников, а значит мотивированные на положительный результат. Каждая группа включает учащихся, у которых отметка за первое полугодие «5» - 4 чел. «4» - 4 чел и «3» - 4 чел. Эксперимент проводился во время учебного процесса на уроке.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что обучающиеся, которые имеют отметку «отлично», выполняют задание без ошибок -100%, не зависимо от способа. У обучающихся, у которых отметка «хорошо», разница между результатом цифрового и печатного приложения уже значительная. (приложение 3) Качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 77.6%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 87.8%, что на 10.2% выше по сравнению с печатным приложением. Обучающиеся, имеющие отметку «удовлетворительно», качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 65%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 71.8%, что на 6.8 % выше по сравнению с печатным приложением. Обучающиеся говорят о том, что им гораздо легче «вытаскивать» из памяти фразовые глаголы после работы с цифровым продуктом. Объяснением этому могут служить исследования ученых по использованию “retrieving tests” в обучении. (14). Созданный цифровой продукт предполагает освоение глаголов через постоянное тестирование, это дает возможность мозгу формировать прочность знания и быстрый «доступ» к нему.
Нельзя не отметить влияние на полученный результат, такого фактора, как любопытство. Любопытство мотивирует изучение. Последние исследования (9) выявили, что мозг, мотивируемый любопытством, переходит в такое состояние, в котором человек способен изучать и сохранять информацию, даже если эта информация не представляет особого интереса или важности для него в жизни. Из 12 учащихся 75% отдали предпочтение работе с цифровым приложением. Все обучающиеся говорят о том, что цифровой тренажер активизирует мыслительную деятельность, заставляет думать быстрее, и формирует желание выполнить работу на 100%. Самыми эффективными упражнениями считают:
а) «викторину с выбором правильного ответа»;
в) «найти пару»,
с) «кто хочет стать миллионером».
Именно те, упражнения в которых к озвученному значению, надо выбрать правильный глагол, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. 25% учащихся отдали предпочтение работе с карточками по печатному приложению, отмечая, что так спокойнее и комфортнее, все варианты ответа даны изначально, нет постоянного напряжения, чтобы сделать выбор.
Глава 4. Выводы и заключение
Проведенное исследование дает нам возможность сделать следующие выводы:
- Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 86.2.% . На 5.6% выше по сравнению с печатным способом.
- Возможности цифрового продукта надо расширять и внедрять в практику учебного процесса с целью предоставления учащимся комбинированной формы обучения (традиционной и дистанционной);
- Цифровой продукт развивает познавательный интерес к изучению фразовых глаголов;
- Использование цифрового продукта не исключает традиционного (печатного) способа освоения материала.
- Обучающиеся освоили новый способ изучения фразовых глаголов.
В результате работы над проектом было составлено печатное приложение, которое включает все фразовые глаголы, реализующие программу 11 класса. Печатное приложение можно использовать независимо от цифрового продукта. Тренажер находится в свободном доступе http://nellikalashnik.ru/phrasal-verbs-matter-manual/exercises/
В перспективе мы планируем создать цифровой тренажер по изучению фразовых глаголов по программе 9-10 классов.