Цель: развить интерес к окружающему миру, к природе и её обитателям.
Задачи:
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Оборудование: аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года», деревянная кормушка для птиц, плакат с изображением весны, плакат с изображением леса с речкой, картинки (земляника, гриб, ландыш, бабочка, кувшинка, рыбка, стрекоза), карточки с приметами весны, корзинки, игрушки (ягоды, грибы, фрукты, овощи), мультимедийный проектор, презентация.
Действующие лица: учителя в роли «Зимы», «Весны», «Лета», «Осени».
Ход мероприятия
Учитель: «Адрес, по которому проживает всё человечество – планета Земля. Чтобы в нашем доме – на нашей планете было всем уютно, этот дом надо любить и беречь. Наше мероприятие поможет вам лучше узнать природу и понять, как её сберечь. А сейчас догадайтесь, кто будет нам в этом помогать.
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый,
Бегут, бегут за днями дни
Приходят и уходят сёстры».
Дети: «Это времена года».
(Слайд 2)
Учитель: «Правильно, сегодня наши помощники это времена года. И отгадайте кто же первый помощник.
Белым-бела уже земля,
Как будто вымазана мелом,
Леса и степи, и поля
Осталось всё под снегом белым».
Дети: «Зима»
(Слайд 3)
Под музыку П.И.Чайковского входит Зима и по ходу своего появления читает стихотворение:
И солнце словно отдохнуть
Решило в это время года
Взойдёт, свершит свой краткий путь
И вновь уходит с небосвода.
Она беспомощно лежит –
Земля, озябшая от дрожи.
А солнце с высоты глядит,
Ничем земле помочь не может.
Зима: «Добрый день, ребята! Отгадайте мои загадки о зимних явлениях природы и зимующих птицах.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз.
(Мороз) (Слайд 4)Что за звёздочка такая
На пальто и на платке –
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинка) (Слайд5)Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз,
Акробатка – крохотулька,
Зимний леденец…
(Сосулька) (Слайд 6)Любо – дорого взглянуть,
Птичка – красненькая грудь!
Дом её родной Сибирь,
Как её зовут?
(Снегирь) (Слайд 7)Озорная пташка
В серой рубашке
По двору шныряет
Крохи собирает.
(Воробей) (Слайд 8)Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв – крестом,
Птицу ту зовут …
(Клестом) (Слайд 9)И зимой ей не сидится,
Над моим окном кружится,
Кусочек сала и пшеницы
Просит к завтраку…
(Синица) (слайд 10)
Зима: «Молодцы, ребята! А сейчас ответьте мне на вопросы: что птицам страшней зимой холод или голод? Чем можно кормить птиц зимой?»
Ответы детей.
Зима: «Соберём кормушку для птиц, положим в неё только те продукты, которыми можно кормить птиц зимой».
Дети по очереди берут с подноса кусочки хлеба, зёрна и т.п. и кладут в деревянную кормушку.
Зима прощается с детьми и уходит.
Учитель: «А сейчас следующий помощник к нам придёт, кто же он отгадайте.
За окном звенят капели,
Первоцветы зацвели,
С юга прибыли обратно
Утки, гуси, журавли.
Дети: «Весна».
(Слайд 11)
Под музыку П.И.Чайковского входит Весна и по ходу своего появления читает стихотворение:
«Вот пришла весна неспешно,
Не до сна теперь конечно,
Мишке, ёжику, еноту
Нужно браться за работу
И готовить к лету норки
На пригревшемся пригорке.
Прилетел скворец в скворечник,
Обживается успешно,
И вполне уже готов
К маю вывести птенцов».
Весна: «Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам из всех примет выбрать только те, которые подходят весне».
(На карточках написаны разные приметы, дети выбирают нужные и прикрепляют на плакат с изображением весны.)
(Бегут ручьи, опадают листья, замерзают водоёмы, просыпается медведь, моросит холодный дождь, птицы возвращаются из тёплых стран, расцвёл подснежник, созрели фрукты, пробивается первая травка, на улице жара, на реках ледоход, ударили первые морозы, солнце поднимается выше, животные выводят детёнышей, птицы строят гнёзда, световой день становится длиннее, в лесу много грибов, разливаются реки, гремят первые грозы, намело много снега, желтеют листья, на деревьях набухли почки.)
Весна: «Ребята, нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом.
Однако, с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Лес – это праздничный стол. А на нём ягоды, грибы, орехи. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определённые правила поведения. Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. Лес, как гостеприимный хозяин, дарит тебе красоту, тень и прохладу, ягоды, грибы, целебные травы. А как следует вести себя гостям? В лесу свои правила и свои законы. Что же это за правила?»
(Слайды 12-18)
Весна: «Молодцы, ребята! Берегите лес!»
Учитель: «К нам идёт следующий помощник, кто же он отгадайте.
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке».
Дети: «Лето»
(Слайд 19)
Под музыку П.И.Чайковского входит Лето и по ходу своего появления читает стихотворение:
Как хорош он, летний день,
Весело играет тень,
В саду бабочка порхает,
Зяблик что-то напевает,
У куста цветущих роз
Стайка пляшущих стрекоз,
И жужжит весь день пчела –
Мёд душистый принесла.
Лето: «Здравствуйте, ребята! Я принесло вам много своих даров. Помогите мне их собрать».
Эстафета «Собери дары природы».
(Дети делятся на две команды, одна собирает ягоды в корзинки, другая – грибы.
Побеждает та, которая соберёт всё первой).
Лето: «Пришло я в лес к речке, а там беспорядок, помогите мне убрать всё лишнее из леса и заселить лес тем, что там должно быть».
(На плакате с изображением леса с речкой прикреплены рисунки банки, бутылки, башмака и т.п. Дети подходят по очереди и снимают, а затем после загадок прикрепляют изображения растений, животных).
Красна, сочна, душиста,
Растёт к земле низко.
(Земляника)У кого одна нога
Да и та без сапога.
(Гриб)Цветёт он летнею порой,
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)Чашечки и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Зима: «Молодцы! Я прощаюсь с вами, будьте вежливы с природой!»
Учитель: «К нам идёт следующий помощник, кто же он – отгадайте.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Дети: «Осень»
(Слайд 20)
Под музыку П.И.Чайковского входит Осень и по ходу своего появления читает стихотворение:
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Осень: «Здравствуйте, ребята! Я пришла и много осенних даров принесла с полей, из садов.
Помогите собрать урожай».
Эстафета «Собери урожай».
(Дети делятся на две команды и каждая в одну свою большую корзину собирает: первая – фрукты, вторая – овощи).
Осень: «Вот и осень наступила, вы набрали много сил летом. А что надо делать, чтобы быть здоровым?»
Ответы детей.
Игра «Скажи я»
- Кто из вас готов жизнь прожить без докторов?
- Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и весёлым?
- Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру?
- Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?
- А кто начнёт обед жвачкой с парою конфет?
- Кто же любит помидоры, фрукты, каши и лимоны?
- Кто поел и чистит зубки регулярно, дважды в сутки?
- Кто из вас ходит грязный до ушей?
- Кто из вас хочу узнать, любит петь и танцевать?
Осень: «Прощайте, ребята! До скорых встреч! Поддерживайте порядок в нашем общем доме – Земля».
(Слайд 21)
Заключительное стихотворение (читает ученик).
Всё – от старой сосны до забора,
От большого тёмного бора,
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё медведь и кот,
Собака и бегемот,
И сёла и города –
Окружающая среда.
Мы любим лесную тишь
И на озере серый камыш.
Мы любим рыбу в реке,
Барсука любим в норе.
Мы любим тебя –
Окружающая среда!
Учитель: «Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы вспомнили, как богата и разнообразна окружающая нас природа. Будем беречь её, охранять и держать в порядке наш общий дом – Земля!»