Коррекционно-развивающее занятие по теме: «Посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представления детей о предметах посуды и столовых приборах;
- закрепить понимание назначения посуды;
- активизация словаря по теме «Посуда»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать высшие психические функции (память, мышление, восприятие);
- развивать координацию движений;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать физиологическое дыхание (дыхательная гимнастика);
- развитие у детей навыков словообразования;
- развивать связную речь детей;
- формировать умение различать неречевые звуки (удары металлической ложкой по блюдцу и деревянными ложками друг о друга);
- упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- учить словесному обозначению пространственного расположения предметов посуды и столовых приборов;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к предметам посуды и столовым приборам;
Ход коррекционно-развивающего занятия
Перед началом занятия учитель-дефектолог и воспитатель играют с детьми в игру, играет спокойная мелодия. Как только приходят гости, дети и педагоги приветствуют их и провожают на места для гостей.
Учитель-дефектолог: Дети, предлагаю продолжить игру. Для этого я отвернусь, досчитаю до двух, а вы попробуйте самостоятельно тихо встать в круг. (Учитель-дефектолог поворачивается лицом в сторону кровати и тихо берёт маску, необходимую для игры, а дети вместе с воспитателем выстраиваются в круг).
I. Приветствие
Игра на приветствие и сплочение детско-взрослого коллектива «Солнышко добра».
Учитель-дефектолог: у меня сегодня очень хорошее настроение, и сейчас я очень хочу подарить вам свою улыбку и добро, для этого у меня в руках волшебная маска.
Педагог прикладывает маску к своему лицу, поворачивается в сторону ребёнка, стоящего справа и с улыбкой произносит слова: «Доброе утро, Настенька!». (Подобным образом играют остальные дети и воспитатель).
Учитель-дефектолог: сейчас предлагаю поприветствовать гостей. Найдите глазками наших гостей. Я начну фразу, а вы продолжайте!
- Уважаемые гости, те, кому грустно…
Дети: «Здравствуйте!»
- Те, кто сегодня не выспался…
Дети: «здравствуйте!»
- Те, кто сейчас в хорошем настроении…
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: Дети, у меня для вас тоже есть игра. Присаживайтесь на свои стульчики. (Дети присаживаются на стульчики, которые стоят вдоль кровати, напротив телевизора).
II. Основная часть
Дети ещё не успевают присесть на стульчики (присаживаются 1-2 ребёнка), раздаётся звук бьющейся посуды и сказочная мелодия (тревожная и быстрая). Воспитатель не успевает начать игру и обращает своё внимание в ту сторону, откуда раздаются звуки (поворачивает голову).
Из-за ширмы, стоящей в центре группы, выбегают дети в костюмах, играющие роль предметов посуды и столовых приборов. Дети пробегают по кругу, изображают волнение, грусть и произносят при этом свои слова:
- Нож 1 и нож 2: «Эй, держи, держи, держи!»
- Кастрюля – «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»
- Чашка и блюдце: «Дзынь, ля-ля, дзынь, ля-ля!» (герои произносят фразу и слегка сталкиваются друг с другом)
После того, как герои пробежали один круг перед детьми, сидящими на стульчиках, из-за ширмы появляется Федора, которая как бы догоняет героев, при этом плачет и просит их вернуться.
Далее герои выбегают в коридор (там их ждёт педагог, который будет за ними присматривать), а Федора остаётся в центре круга, лицом к гостям, и с сожалением смотрит в сторону убегающих героев (не может отдышаться как бы).
Воспитатель 1: Дети, вы узнали, кто это?
Дети: Да, это бабушка Федора
Учитель-дефектолог: Из какой сказки попали к нам герои?
Дети: Из сказки «Федорино горе»
Воспитатель 1: Бабушка Федора, что случилось, почему ты плачешь?
Федора сквозь слёзы произносит слова: Жили-были у меня чайник, чашка и блюдце, нож, вилка и ложка, кастрюля и половник… (делает паузу, изображая, что забыла, как же одним словом назвать все эти предметы, в это время воспитатель задаёт детям уточняющие вопросы).
Воспитатель 1: Дети, подскажите, как одним словом назвать все эти предметы?
Дети: Посуда.
Федора (сразу после ответа детей): посуда дружила с едой, посуда дружила с водой и со мной она дружила, меня она вкусно кормила…
- Что же я делаю не так, что от меня и посуда и столовые приборы убегают?! (Федора обращает свой взгляд к детям).
Дети: (высказывают свои предположения): за посудой нужно ухаживать – мыть, чистить, сушить, беречь и другое.
Учитель-дефектолог: Федора, за посудой нужно ухаживать, ласково с ней обращаться. А какая у тебя самая любимая посуда?
Д/и «Назови ласково»
Федора: Ой, а я и забыла, как можно ласково называть посуду.
Учитель-дефектолог: Дети, поможем Федоре вспомнить?!
(Дети сидят лицом к телевизору или встают полукругом. На слайдах появляются предметы посуды, при этом Федора переключает сама слайды с помощью беспроводной мыши).
Предметы посуды:
Федора показывает рукой на слайд презентации и произносит слова:
- Это моя кастрюля (на слайдепоявляется кастрюля с изображением грустной улыбки).
Учитель-дефектолог: Дети, помогите, как ласково можно назвать?
Дети: Кастрюлька (на следующем слайде появляется кастрюля с изображением улыбки уголками вверх).
Далее на слайдах появляются по очереди изображения остальных предметов посуды:
- стакан – стаканчик
- чашка – чашечка
- тарелка – тарелочка
Федора обращает своё внимание к картинке на слайде и говорит: ой, а это мой самый любимый предмет посуды (на экране появляется изображение глиняного горшка).
Учитель-дефектолог: Дети, а вы знаете, что это такое?
Дети: Нет.
Просмотр видеофрагмента «Глиняный горшок».
Федора: это горшок, он сделан из глины. Посмотрите, пожалуйста, как его изготавливают (на следующем слайде презентации появляется видео, в котором демонстрируется процесс изготовления глиняных горшков).
Просмотр видеофильма о том, как изготавливают глиняные горшки.
Федора: Хотелось бы вам подержать в руках настоящий глиняный горшочек?
Массажная дорожка.
Федора: В моём доме в сказочном сундуке ещё много интересной посуды. Я вас приглашаю в свой дом. Чтобы попасть в него, необходимо пройти по волшебной дорожке, идите за мной!
Федора, дети и педагоги проходят по массажным дорожкам, в это время идёт музыкальное сопровождение.
(Массажная дорожка состоит из резиновых ковриков квадратной формы и ковриков в виде травки).
Дети с педагогами проходят по дорожке здоровья и перед ними на полу лежат «осколки глубокой и мелкой тарелок». (Тарелки одноразовые, раскрашенные в жёлтый, красный и синий цвет).
Д/и «Разрезные картинки»
Федора: Ох, вы пришли ко мне в гости, а у меня разбитая посуда.
Воспитатель: Дети, мы можем чем-нибудь помочь Федоре?
Дети: Да, собрать тарелки.
Деление детей на пары.
Учитель-дефектолог: Чтобы вы смогли быстро справиться с заданием, предлагаю работать в парах.
Федора: А у меня есть кусочки тарелок разного цвета (Федора достаёт осколки из больших карманов своей юбки), возьмите по одному и соберите, пожалуйста, все осколочки на моём столе.
Дети выбирают себе по одному «осколку тарелки» (6 детей, у Федоры по два осколка жёлтого, красного и синего цвета) и приступают к работе.
Учитель-дефектолог: Дети, помните, работать будете в парах, помогайте друг другу.
Дети под музыкальное сопровождение парами собирают тарелки.
Федора: Аня, какую тарелку вы собрали? (мелкую)
- Настя, а у вас какая? (глубокая). Юля, покажи глубокую тарелку.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чисто или грязно в комнате у Федоры?
Дети: Грязно (на полу лежит мусор: скомканная бумага, листочки, на стенах паутинки с насекомыми и т.д.).
Воспитатель: Дорогая Федора, мы помогли тебе навести порядок, теперь ты следи за порядком в своей комнате и чтобы посуда у тебя не билась.
Детский оркестр с предметами посуды.
Федора: спасибо вам, мои дорогие, у меня теперь такое хорошее настроение, что хочется петь! Присаживайтесь на стульчики, вместе споём. (пока дети проходят к банкеткам, Федора выдвигает стол, на котором лежат предметы посуды и столовые приборы, необходимые для игры).
Дети сидят на банкетках, а Федора говорит:
- Я научу вас играть предметами посуды и столовыми приборами. Но сначала проверю, кто из вас умеет внимательно слушать.
Далее Федора ударяет чайной ложечкой по чашке и спрашивает:
- Какой звук?
Дети: Звонкий.
- А теперь какой? (ударяет деревянными ложками друг о друга)
Дети: Глухой.
Федора: Молодцы, слушали внимательно ( в это время двигает стол на колёсиках с предметами посуды к детям), теперь предлагаю поиграть вместе со мной и спеть.
Музыкальная игра «Весёлый оркестр» (Екатерина Железнова «Мы посудою гремим»).
На столе для каждого ребёнка приготовлены предметы посуды и столовые приборы, на которых они будут играть. Федора играет и поёт вместе с детьми.
Федора: Спасибо, вы меня порадовали! Сейчас я покажу вам сказочный сундук, в котором лежит мой любимый глиняный горшок (Федора подходит к сундуку, снимает с него скатерть (или покрывальце) и с удивлением произносит:
- Посмотрите, а что это на сундуке, я не смогу его открыть?
Дети: Мухи.
Дыхательная гимнастика «Кыш, муха, кыш!» (Гимнастика проводится под музыкальное сопровождение: Екатерина Железнова «Кыш, муха, улетай!»).
Учитель-дефектолог: Федора, не переживай, сейчас мы поможем. Дети, предлагаю встать вокруг сундука и подуть на мух. Чтобы они быстро улетели, дуть нужно правильно: через нос делаем вдох, через рот – выдох, следите, чтобы щёки при этом не надувались.
Д/и «Расставь посуду».
(Федора достаёт из сундука посуду, в которой можно готовить в печи и на газовой плите. При этом даёт задание детям: пример, Ваня, поставь бидон справа от печи. Потом задаёт уточняющие вопросы: Ваня что ты сделал? (добиваясь правильного и полного ответа).
Федора: А вот и мой любимый горшочек (достаёт его и показывает детям). Кто скажет, из чего же он сделан?
Дети: Из глины.
Федора: А если он из глины, то какой?
Дети: Глиняный.
Федора: Настя, поставь, пожалуйста, горшочек на верхнюю полку (ребёнок относит горшочек и ставит его на верхнюю полку, а воспитатель и учитель-дефектолог стоят рядом с полочками и задают детям, принёсшим посуду уточняющие вопросы: «Настя, на какую полочку ты поставила горшок?». Настя: «Я поставила горшок на верхнюю полку» и так далее).
Предметы посуды и столовые приборы, которые будут в сундуке: мелкая тарелка, глубокая тарелка, кувшин, столовая ложка, сахарница, кувшин.
Последний предмет посуды – большая кастрюля (Федора ставит её на газовую плиту, которую выдвигает в центр комнаты. Газовая плита сшита из ткани).
Федора: Что ещё в моём сундуке?
Дети: Кастрюля.
Федора: Предлагаю вместе сварить вкусную кашу в этой кастрюле.
Воспитатель: (обращает внимание на фартуки, которые висят на крючках на стене – 6 крючков и 6 фартуков) дети, надевайте скорее фартучки и начнём готовить (дети надевают фартучки под музыкальное сопровождение).
Когда дети заканчивают надевать фартуки, раздаются звуки посуды – в это время из коридора в группу возвращаются герои – предметы посуды.
Герои: Федора, мы тебя любим и решили вернуться.
Федора: Простите меня, что я за вами не ухаживала! Я вас тоже очень люблю! Вставайте с нами в хоровод!
Хоровод «Варись-варись, каша».
Педагог включает песню «Варись, варись, каша!», дети и педагоги начинают водить хоровод, выполнять движения и петь песню.
После того, как участники перестали водить хоровод, воспитатель достаёт скатерть и показывает её детям. На скатерти пришиты тёмные пятна – тень.
Детям необходимо будет накрыть стол, ставя предметы посуды на тёмные пятна-подсказки.
Воспитатель: Пока наша каша доваривается, мы можем накрыть на стол (воспитатель стелет скатерть на стол).
Д/и «Узнай по тени».
Федора: А чтобы вам помочь, предметы моей посуды и столовые приборы оставили свои тени на скатерти.
Под музыкальное сопровождение дети расставляют посуду на столе в соответствии с тенью.
III. Итог
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Предлагаю подарить гостям подарки, чтобы они со своими близкими устроили такое же весёлое чаепитие.
Педагоги берут в руки подносы с подарками (чайник, сшитый из фетра, в котором лечат упакованные пакетики чая и конфеты с обёрткой от МДОУ «Родничок»), а дети под музыкальное сопровождение раздают подарки всем гостям.