Цель: познакомить детей с особенностями географического положения, растительного и животного мира, занятием людей, особенностями построения общества и религии.
Вид урока: открытие новых знаний с элементами практической деятельности.
Регулятивные: определить цель урока, составить алгоритм своих действий, оценить результаты, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте ,делать вывод, умение сравнивать, искать аргументы.
Коммуникативные: умение доносить свою точку зрения, умение приводить аргументы.
Личностные: умение оценивать свои и чужие результаты.
План урока:
- Цивилизации и ее особенности
- Географическое положение
- Природные особенности
- Занятие населения и структура общества
- Особенности культуры и религии
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. (Показ клипа о Индии с музыкой)
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? (Индия)
- Мы отправляемся знакомиться с цивилизациями Древней Индии.
- Что такое цивилизация?
- Где и когда появились первые цивилизации?
-Назовите цивилизации, с которыми вы уже знакомы?
- Что нам необходимо узнать, отправляясь в путешествие к берегам новых цивилизаций?
Планирование деятельности детьми:
Для этого нам необходимо знать:
- Географическое положение и природные условия.
- Состав населения и его занятие.
- Кто правил.
- Во что верили.
- Что нам необходимо для путешествия? (карта, учебник, словарь, дополнительная литература и хорошее настроение)
- Древние греки называли Индию волшебной страной, но чтобы до нее добраться нам необходима карта. (работа по контурной карте)
Вопросы:
- Где находится Индия?
- В долинах каких рек появились первые цивилизации?
- Где находятся самые высокие горы?
- Какой океан омывает берега Индии?
- Карта готова, можно отправляться в путь. В настоящее время мы смогли бы путешествовать на любых видах транспорта. Но тогда самолеты не летали, жители Индии старались далеко не отплывать от берегов, а большая часть страны была занята непроходимыми джунглями.
- Пробегите глазками текст учебника (стр.70) и найдите обьяснение слова «джунгли».
Мы не можем продвигаться по джунглям, не узнав какие опасности нас там могут подстерегать.
Работа с дополнительным материалом о растительном и животном мире джунглей.
Вопросы к тексту:
- О чем этот рассказ?
- Какие растения можно встретить в джунглях?
- Какие животные там обитают?
Выпишите название растений, животных и млекопитающих в тетрадь и оформи записи в виде схемы.
Для дальнейшего путешествия нам необходима физическая подготовка. (физкультминутка «Путешествие по джунглям»)
Работа по картине.
- На полуострове Индостан,в долине рек появилась первая цивилизация-индская, но в середине 2 тыс. что-то произошло и она и она перестала существовать.
Приблизительно в 1200 г.до н.э. на полуострове появились племена ариев.
- Как природные условия влияли на занятие людей? Посмотрите на картину и скажите, чем занимались люди? Как они выглядели?
Прочитайте отрывок текста на стр.72-73 и скажите, кто управлял всеми этими людьми? Все люди имели одинаковое положение в обществе?
- Что такое варны?
- Сколько их и какие?
- Можно ли было переходить из одной варны в другую?
- Как вы думаете, справедливо было делить людей на варны и почему?
- Один из местных жителей прислал нам небольшую загадку о своей стране и предложил нам ее разгадать. (Работа с текстом с пропусками)
- Наше путешествие подошло к концу. Возьмите карточку и попробуйте устно ответить на поставленные вопросы и оценить себя.
Мы совершили с вами необычное путешествие в ………
Что мы узнали нового на уроке?