Конспект урока "Цивилизации Древней Индии". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: познакомить детей с особенностями географического положения, растительного и животного мира, занятием людей, особенностями построения общества и религии.

Вид урока: открытие новых знаний с элементами практической деятельности.

Регулятивные: определить цель урока, составить алгоритм своих действий, оценить результаты, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте ,делать вывод, умение сравнивать, искать аргументы.

Коммуникативные: умение доносить свою точку зрения, умение приводить аргументы.

Личностные: умение оценивать свои и чужие результаты.

План урока:

  1. Цивилизации и ее особенности
  2. Географическое положение
  3. Природные особенности
  4. Занятие населения и структура общества
  5. Особенности культуры и религии

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. (Показ клипа о Индии с музыкой)

- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? (Индия)

- Мы отправляемся знакомиться с цивилизациями Древней Индии.

- Что такое цивилизация?

- Где и когда появились первые цивилизации?

-Назовите цивилизации, с которыми вы уже знакомы?

- Что нам необходимо узнать, отправляясь в путешествие к берегам новых цивилизаций?

Планирование деятельности детьми:

Для этого нам необходимо знать:

  1. Географическое положение и природные условия.
  2. Состав населения и его занятие.
  3. Кто правил.
  4. Во что верили.

- Что нам необходимо для путешествия? (карта, учебник, словарь, дополнительная литература и хорошее настроение)

- Древние греки называли Индию волшебной страной, но чтобы до нее добраться нам необходима карта. (работа по контурной карте)

Вопросы:

  1. Где находится Индия?
  2. В долинах каких рек появились первые цивилизации?
  3. Где находятся самые высокие горы?
  4. Какой океан омывает берега Индии?

- Карта готова, можно отправляться в путь. В настоящее время мы смогли бы путешествовать на любых видах транспорта. Но тогда самолеты не летали, жители Индии старались далеко не отплывать от берегов, а большая часть страны была занята непроходимыми джунглями.

- Пробегите глазками текст учебника (стр.70) и найдите обьяснение слова «джунгли».

Мы не можем продвигаться по джунглям, не узнав какие опасности нас там могут подстерегать.

Работа с дополнительным материалом о растительном и животном мире джунглей.

Вопросы к тексту:

  1. О чем этот рассказ?
  2. Какие растения можно встретить в джунглях?
  3. Какие животные там обитают?

Выпишите название растений, животных и млекопитающих в тетрадь и оформи записи в виде схемы.

Для дальнейшего путешествия нам необходима физическая подготовка. (физкультминутка «Путешествие по джунглям»)

Работа по картине.

- На полуострове Индостан,в долине рек появилась первая цивилизация-индская, но в середине 2 тыс. что-то произошло и она и она перестала существовать.

Приблизительно в 1200 г.до н.э. на полуострове появились племена ариев.

- Как природные условия влияли на занятие людей? Посмотрите на картину и скажите, чем занимались люди? Как они выглядели?

Прочитайте отрывок текста на стр.72-73 и скажите, кто управлял всеми этими людьми? Все люди имели одинаковое положение в обществе?

- Что такое варны?

- Сколько их и какие?

- Можно ли было переходить из одной варны в другую?

- Как вы думаете, справедливо было делить людей на варны и почему?

- Один из местных жителей прислал нам небольшую загадку о своей стране и предложил нам ее разгадать. (Работа с текстом с пропусками)

- Наше путешествие подошло к концу. Возьмите карточку и попробуйте устно ответить на поставленные вопросы и оценить себя.

Мы совершили с вами необычное путешествие в ………

Что мы узнали нового на уроке?