Обучение игре на фортепиано. Традиции и инновации

Разделы: Музыка


Начало жизни, начало пути – это всегда надежды. Как добиться успеха? Этот вопрос постоянно занимает учителя. Знаменитый пианист Иосиф Гофман в книге «Ответы на вопросы о фортепианной игре» приводит остроумный пример, сравнивая начало обучения с фундаментом здания. Если при постройке дома использовать некачественный материал, «всякий мусор»(как пишет Гофман), то дом разрушится.

В настоящее время в педагогике появляется все больше и больше современных инновационных методик преподавания. Создаются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей, технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, активного внедрения игрового начала. Причем, педагогическая игра может быть обучающая, тренировочная, познавательная, творческая, коммуникативная. Ученик становится не объектом, а активным субъектом своего обучения. Компьютер используется в качестве источника библиографических и энциклопедических сведений, вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего). Включая специальную программу на компьютере или на электронном инструменте, ученик может играть, так сказать, в сопровождении«оркестра», прослушать в программе You Tube произведение, которое разучивает. Показ видеоряда позволяет увидеть портреты композиторов разных эпох, различные музыкальные инструменты – орган, клавесин, современные рояли и пианино, включая электронные инструменты, услышать стихи, посвященные музыке. Дети уже сами могут подбирать материал для представления своих пьес в концертах. А у педагога появилась возможность иллюстрировать учебный материал интересной и познавательной презентацией. В помощь учителю появляется и современный репертуар, и учебные пособия. Их названия говорят сами за себя: «Учусь импровизировать и сочинять», «Учимся, играя». Для них характерны доступность и воспитательная направленность, интерактивное сотрудничество учителя и ученика. Но эффективность внедрения инноваций обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Российская фортепианная школа уже многие десятилетия является одной из самых ярких. Наша методика преподавания фортепиано, особенно в школе, и сегодня вызывает неизменный интерес во всем мире. Нам кажется, что, объединив традиции и инновации, мы только приобретем новые возможности. Ведь замечательных педагогов во всем мире многое объединяет: стремление воспитать личность, профессиональные навыки, развить творческие возможности детей, их самостоятельность, образное мышление, сформировать эстетический вкус , привить любовь к родной культуре. Разве не к этому мы стремимся и сегодня? Поэтому мне интересно не только познакомиться с современными публикациями , но и обратиться к наследию XX века, к книгам Г.Нейгауза, А.Алексеева, А.Артоболевской, Д.Кабалевского, немецкого композитора и выдающегося педагога К.Орфа. Этот список можно долго продолжать.

На наш взгляд интересно проследить в современных инновациях истоки, которые лежат в их основе. Система раннего музыкального воспитания А.Д.Артоболевской широко известна и в России, и за рубежом. «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке». А.Артоболевская создала целый ряд эффективных двигательных упражнений для детей, широко применяла игровые формы обучения, считала, что музыке следует обучать всех детей, независимо от их способностей. Д.Б.Кабалевский, композитор, пианист, дирижер, педагог, Почетный президент международного общества музыкального воспитания. Основным принципом методики Д.Кабалевского тоже являлся принцип доступности музыкально развития для всех детей. Достаточно познакомиться с названиями его научных трудов: «Как рассказать детям о музыке?», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Прекрасное пробуждает доброе». Современник Д.Кабалевского, немецкий композитор и педагог К.Орф уделяет системе раннего музыкального развития детей огромное внимание. «Музыка для детей» тоже предназначена для всех детей без исключения. Суть этой методики заключается в раскрытии таланта детей через импровизацию в музыке и движении. Главным является сам творческий процесс. Взаимосвязь музыки, движения и речи побуждает детей фантазировать, сочинять, импровизировать. К.Орф использовал ударные и шумовые, порой игрушечные музыкальные инструменты, активно внедрял игротренинги, речевые упражнения. Ведь у музыки и речи много общего: динамика, темп, тембр, характер, образность. Значение раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки дальнейшего творческого развития личности.

Нельзя не отметить очень актуальное направление в современной науке: изучение влияния музыки на психическое и физическое здоровье. Психофизиологический аспект, музыкальное переживание как феномен интересовали ученых еще в Древней Греции. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке. Ее стали использовать в практике многие специалисты. Но расцвет этого направления медицины пришелся уже на XX и XXI века. Выделяют четыре основных направления музыкотерапии:

  • Эмоциональное активирование в психотерапии.
  • Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных способностей.
  • Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  • Повышение эстетических потребностей.

На сегодняшний день созданы целые институты по изучению воздействия музыки. Этому посвящены научные труды российских и зарубежных ученых, так как музыка формирует духовный мир личности, эстетические ценности, развивает ее творческий потенциал, раскрывает способности. Именно этому и служат современные прогрессивные методики преподавания в сочетании с богатым опытом прославленной российской фортепианной школы.