Открытый урок по обществознанию, 5 класс.
Цели урока: познакомить с понятиями семейное хозяйство, потребности, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.
Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся научатся анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; смогут давать характеристику рачительного хозяин;
- метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
- личностные УУД: формирование понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; осознание ценности семейной жизни.
Тип урока: открытия нового знания.
Используемая технология: проблемно-диалоговая, игровая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.
Информационно-технологические ресурсы:
- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. - Москва, Просвещение, 2013.
- Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, М., 2013.
- Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся.
1) Включение в учебную деятельность: разгадать начальное слово «Синквейна» (1 слайд)
- _____
- Крепкая, дружная.
- Сплачивает, объединяет, оберегает.
- Дорожить ею нужно каждому.
- Родители.
Обучающиеся определяют ключевое слово урока: семья.
2) Притча о семье (2 слайд):
Однажды учитель спросил у учеников: «Чья мама выполняет много работы?» Ребята начали рассказывать, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их. И тут преподаватель спросил: «А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки?» Ученики задумались, а учитель добавил: «Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!»
- Как вы поняли смысл притчи?
- Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
План урока: (3 слайд)
- Семейные заботы
- Каким должен быть хозяин дома
- Как хозяйствовать по правилам.
2. Изучение нового материала
1. Семейные заботы.
Просмотр мультфильма «Теремок» (можно аудиозапись). (4 слайд)
- Как называется сказка? Что объединяет жителей? (Распределены обязанности, каждый выполняет свое дело)
Учитель: Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.
- Каким должен быть труд в семье? (совместным)
- Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство? Кто хозяин?
Задание: Откройте учебники с. 35, прочитайте текст «Каким должен быть хозяин?» (2-3 мин).
Работа со словарём: зачитайте определение слова РАЧИТЕЛЬНЫЙ. (6 слайд)
Главное в семье – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создании домашнего уюта (учитель организует обсуждение и выделение проблемного вопроса).
Вопросы:
- Каким должен быть труд в семье? Предложите свои варианты ответов.
Организуется беседа по вопросам: (7 слайд)
- Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?
- Как у вас распределяются домашние обязанности?
- Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?
- Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?
- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?
Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. (сл.8)
Вопросы:
- Что такое потребности?
- Какие бывают потребности?
Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности». Работа со словарём «потребности».
Организуется работа с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.) (сл.9)
- Почему ужин проходит в поле?
- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?
- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?
2. Каким должен быть хозяин дома.
- Внимательно прочитайте название второго пункта § 4 на с. 35 учебника. Определите в нем ключевое слово. (Хозяин.)
- Какие ассоциации у вас возникают при слоне хозяин? (Ответы учеников.)
А теперь проверим, насколько точно вы смогли определить смысл этого понятия.
Хозяин - а) собственник, владелец, б) Частный наниматель, в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.
Хозяин - а) тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием, б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.
- Какое напутствие Владимир Мономах наказывал взрослым и детям?
- Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?
- Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.10)
- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.
- Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?
Ф И З М И Н У Т К А
Вспомните русскую народную сказку, известную вам с раннего детства, которая учит, что совместная работа приносит ПОЛЬЗУ! Сказка РЕПКА.
Учитель раздает карточки с ролями:
- РЕПКА
- ДЕД БАБКА
- ВНУЧКА
- ЖУЧКА
- КОШКА
- МЫШКА.
Артисты должны выполнять определенные движения и говорить свой текст. Артисты показывают сказку у доски, остальные повторяют движения за ними.
Вытащили репку. Посмотрели на соседа по парте: улыбнулись друг другу. Тиииихо сели. Учитель ДОЖДИСЬ ПООООООЛНОЙ ТИШИНЫ!!!!
3. Как хозяйствовать по правилам.
Учитель. Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. Чтобы хватало средств на жизнь, отдых, учебу и другие потребности. Об этом говорит и значение слова ЭКОНОМИКА. СЛАЙД 10
Что помогает облегчить домашний труд? (бытовая техника) СЛАЙД 11
Учитель: На это необходимы средства, то есть ресурсы.
Что такое РЕСУРСЫ? зачитайте определение. СЛАЙД 12
Составим схему
Учитель может организовать выполнение задания в паре на соотнесение видов ресурсов и их примеров ( при наличии времени).
Учитель: экономика семьи основана на экономии. Для этого семьи составляют свои семейные бюджеты.
Учитель проводит игру «Семейная копилка».
- Назовите источники пополнения семейного бюджета.
- Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?
(По ходу выполнения задания на слайде появляется следующая схема) (слайд 13)
Учитель: мы наполнили семейную копилку.
Проблемный вопрос: семейная копилка - бюджет у нас всегда останется заполненной?
- На что обычно тратятся денежные средства? (ответы обучающихся, составление схемы). (слайд 14)
Продолжается игра «Семейная копилка»: на столе учителя карточки, на которых записаны разные расходы. Ученик берет карточку, читает, определяет вид расхода и прикрепляет карточку на доске под тем видом расхода, который считает правильным.
4. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
(на доске карточки, прикреплённые магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт ученикам реквизит: бабушке - платок и очки, папе - галстук, маме - фартук и кукла, старшему брату - студенческий билет).
- Каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
(каждый ученик семьи держит карточку, указывающую на источник доходов: бабушка - пенсия, папа - зарплата, старший брат - стипендия, мама - пособие).
- Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно (проверка выполнения задания).
3. Закрепление изученного материала
Предлагает ответить на вопросы. (слайд 15)
- Что означает «вести домашнее хозяйство»?
- Каким должен быть настоящий хозяин?
- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские?
- Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
- Предположите способы экономии воды, электроэнергии, продуктов питания.
(возможно выполнение тестовых заданий по изученной теме).
4. Подведение итогов урока
Послушайте притчу. Охарактеризуйте главных героев. Как они вели хозяйство? Какими были хозяевами?
ПРИТЧА
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.
Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
Купил мне рубаху?
Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:
Ну и узка, да изношу!
Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
Где же рубаха? Дай я надену.
Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
(Баба – ленивая, беззаботная. Дед – безответственный. Хозяйство вели не по правилам. Поэтому у них возникали проблемы. Средств не хватало.)
Задание: на каждую букву слова «Итог» назвать учащимися характеристики: (сл. 16)
И - что было интересно…
Т - какие термины знаем…
О - обобщить изученное…
Г - что можно выделить главное на уроке…
5. Рефлексия
(слайд 17)
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.
6. Домашнее задание
(слайд 19)
- Базовый уровень. П.4, с.38, вопрос 1, 2, 3, 4, 5, 6, знать определение изученных слов.
- Повышенный уровень. Составить памятку «Как вести семейное хозяйство». Подобрать пословицы о совместном труде.
СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд 20)