Класс: 9.
Тема и номер урока в теме: «Все вокруг – геометрия!», 1 урок.
Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
- формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
- формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
- готовиться к сдаче ОГЭ.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- развитие мышления учащихся, развитие математической речи;
- развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие;
- воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный), обобщения и систематизации знании.
Оборудование: учебник Л.С.Атанасяна Геометрия 7-9, проектор, компьютер, листы с изображением многоугольников, задания для индивидуальной работы.
Методы: проблемно-поисковой метод.
Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- заполняют таблицу площадей, используя свои знания и выбирая нужные формулы;
- составляют справочный материал, помогающий при решении задач и при подготовке к экзамену;
- решают задачи из открытого банка ОГЭ и задачи с практическим содержанием;
- оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Мотивация выбора данной темы;
- Актуализация опорных знаний и их коррекция. Работа в парах;
- Отработка практических навыков. Работа в группах по 4 человека;
- Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам;
- Рефлексия;
- Информация о домашнем задании.
План урока
1. Организационный момент
- Подумайте и ответьте на вопрос: зачем нужно изучать геометрию?
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.» Галилео Галилей
Великий французский архитектор Корбюзье в начале 20 века как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!».
- Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ним?
Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики. Из ваших слов я поняла, воистину, современная цивилизация — это Цивилизация Геометрии.
- Для каких современных специальностей нужны человеку геометрические знания, умения? Используем ли мы геометрические знания в быту?
Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. Невозможно выполнить ремонт квартиры не владея элементарными знаниями по геометрии.
2. Мотивация выбора данной темы
Цель: сформулировать тему и цели урока.
И я вам сегодня предлагаю решить задачу практического содержания.
Чтобы построить дом садоводу надо докупить землю у соседа. За каждый квадратный метр сосед просит 5 тысяч рублей. Выберите самый дешевый вариант проданного земельного участка, если первоначальные формы домов представлены на рисунке:
- Что необходимо знать, чтобы сделать правильный выбор? (Площади данных фигур)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Каковы его цели? (тему и цели повесить на доску, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока.
Итак, цели:
- Повторить формулы для нахождения площадей многоугольников.
- Учиться применять формулы при решении задач с практическим содержанием.
3. Актуализация опорных знаний и их коррекция
Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для решения задач.
- Как можно классифицировать фигуры, на слайде? (Треугольники, четырёхугольники) (Правильные, неправильные многоугольники)
- Работа в парах. Заполните таблицу, впишите формулы, соответствующие данным фигурам)
Проверьте, все ли формулы вы смогли выписать. Обсудим полученные результаты.
4. Отработка практических навыков. Работа в группах по 4 человека
Цель: отработать применение формул на практике.
Решить задачу практического содержания, рассмотренную в начале урока.
Стоимость дома А 10*6*5000=300000 рублей
Стоимость дома В 6*10*5000=300000 рублей
Стоимость дома С (12*6-1,5*2*4)*5000=240000 рублей
Стоимость дома Е ½*6*10*5000=150000 рублей
Стоимость дома D ½* 6*6*5000=90000 рублей
Стоимость дома F ½*(6+10)*6*5000=240000 рублей
Самая дешевая земля под постройку дома в форме прямоугольного треугольника. (D=18)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (по вариантам)
Решение задач из 1 части ОГЭ.
Цель: выявить пробелы в знаниях и провести корректировку.
1 вариант
1) Токарь выточил деталь в форме прямоугольного треугольника. Один из его катетов равен 10 см, а острый угол, прилежащий к нему 30o. Найдите площадь полученной детали.
2) Сколько понадобится плиток в форме равнобедренного треугольника, периметр которого равен 16 см, а основание - 6 см, чтобы облицевать ими стену прямоугольной формы со сторонами 8 м и 3 м?
2 вариант
1) Около дома разбили клумбу в форме ромба, периметр которого равен 8 м, а один из углов равен 30o. Найдите площадь клумбы.
2) Сколько понадобится дощечек паркета в форме прямоугольного треугольника с гипотенузой 10 см и одним из острых углов 45o, чтобы выложить ими квадратный пол со стороной 5 м?
При затруднении решения задачи можно воспользоваться подсказкой. (Перевёрнутые листы на доске с номером варианта и задания. На них дана формула, которой нужно воспользоваться или план решения задачи).
Подсказки (Приложение 2, Приложение 3) - распечатать.
Проверка результатов. Разбор задач с теми, у кого не получилось.
У кого нет вопросов дополнительная задача. (за верное выполнение ставится отметка)
Дополнительная задача
Для маленькой Анны в ателье по пошиву одежды на лето мама заказала сшить платье и косынку из ткани одного цвета. План раскройки ткани изображен на рисунке.
Какую сумму надо заплатить за пошив платья, если
Стоимость ткани за 1кв. м |
300 рублей |
Раскройка ткани |
|
Пошив платья |
150 рублей |
Обметывание косынки цветными нитками с 2 сторон за 1 кв.м |
35 рублей |
S = 2*80*30=4800 кв.см = 0,48 кв.м
S горловины = 2*10*10 = 200 кв.см = 0,02 кв.м
S платья = 0,48-0,02=0,46 кв.м
S косынки = ½*40*40= 800 кв.см = 0,08 кв.м
S общая площадь ткани = 0,46+ 0,08 = 0,54 кв.м
Стоимость ткани 0,54*300 = 162 рубля
Стоимость раскроя и пошива 45+15+150+50 = 260 рублей
Стоимость обметки платья 2*(80*2+2*10+30*2) = 480см = 4,8м
4,8*15=72 рублей
Стоимость косынки 40+40=80см = 0,8м
35*0,8 = 28 рублей
Общая сумма платья и косынки 162+260+72+28= 522 рубля
Спасибо очень хорошо поработали.
6. Рефлексия
Ответьте на вопросы:
- Пригодятся ли на практике мне эти знания?
- Где я смогу применить эти знания?
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? Кто выполнял свою работу? Кто строил храм?
7. Домашнее задание
- Задача про пошив платья,
- Составьте свои задачи с практическим содержание на использование формул площади многоугольников, запишите их условие и решение.
Методическая литература, интернет ресурсы
- http://karmanform.ucoz.ru
- http://mathgia.ru
- Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. “Примени математику”, М., Наука, 1989.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Геометрические задачи с практическим содержанием», 2010.
- Балк М.Б., Балк Г.Д. “Математика после уроков”, М., Просвещение, 1971.