План-конспект урока по внеклассному чтению в 8-м классе. Тема: "Уроки добра в повести В.Закруткина "Матерь человеческая"

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока.

  • Предметная: формирование навыков филологического анализа текста.
  • Личностная: развитие таких нравственных качеств в учащихся, как доброта, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.
  • Метапредметная: формирование умения определять цели урока, строить логические рассуждения, работать в парах и в группах, владеть устной и письменной монологической речью.

Оборудование урока. мультимедийная установка, портрет писателя, компьютер, магнитофон, тексты произведений, словари.

Ход урока

1. Мы продолжаем с вами изучать произведения, которые посвящены  Великой Отечественной войне. Ребята, как вы думаете, что сегодня нас ждёт на уроке, исходя из темы урока, написанной на доске, какие цели мы будем преследовать? (Будем читать произведение, анализировать, говорить о добре, о войне, о главной героине).

2. В качестве эпиграфа к уроку я взяла замечательные слова Я. Корчака: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Как эпиграф соотносится с темой урока? (Мы будем говорить об умении сочувствовать другому, что синонимично словосочетанию «быть добрым к людям»).

3. Автор повести – В.А.Закруткин, известный современный писатель, перу которого принадлежит много произведений о Великой Отечественной войне. Ученик класса нам расскажет о биографии писателя. (Виталий Александрович Закруткин родился в 1908 году в г.Феодосия в семье народного учителя. Окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте в г.Ростове. В 1941г. он ушёл на фронт военным корреспондентом, на войне был до последнего дня. Основные его произведения: «Плавучая станица», «Сотворение мира», «Костёр детства», «Подсолнух», «Матерь человеческая». Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта – основные черты положительных героев В.Закруткина. С 1947 года В.А. Закруткин жил и работал на Дону в станице Кочетовской. Умер в 1984 году).

4. Об истории создания повести «Матерь человеческая» расскажет ученик класса. (В основе повести «Матерь человеческая» (1969 г.) лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, всё больше удаляясь от магистральной дороги… В полдень мы въехали в чёрные развалины какого-то сожжённого гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то тёмной норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…» Тогда же, в перерыве между боями, В.Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет, вновь перепечатывая этот рассказ, Виталий Александрович решил написать повесть «Матерь человеческая», героиня которой воплотила в характере лучшие черты, присущие русской женщине).

5. Обратимся к тексту повести.

Аналитическая беседа по тексту.

1) Какие исторические события описывает автор повести? (События Великой Отечественной войны).

2) Найдите в повести описание немцев-карателей? (Чтение текста).

3) Найдите описание юного немецкого солдата? Чем отличаются эти описания? (Чтение текста).

4) Какие первоначальные чувства испытывала Мария, увидев раненого немца в погребе? (Чтение текста).

5) Почему Мария запомнила каждую из девяти ступенек лестницы, ведущую в погреб? (Колебалась, сомневалась в том, а правильно она поступает).

6) Что остановило Марию в решении убить раненого солдата? (Слово «мама»).

7) Марию остановило слово «мама». Ведь мама – самый главный человек в нашей жизни. Как много значит она для нас. Вы в своих сочинениях о маме сказали много добрых слов о ней. (Читаем фрагменты сочинений).

8) Очень хорошо сказала о женщине-матери Светлана Алексиевич в своём произведении «У войны неженское лицо»: «Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы». Именно женщина, дающая жизнь, не смогла убить эту жизнь. Она решает выходить юного немца, а когда он умирает, похоронила. Но мы читали только фрагмент повести. В классе есть ребята, которые прочитали её всю и знают, что Мария совершила не только этот добрый поступок. (Ученик кратко излагает содержание повести).

9) Почему В.Закруткин назвал повесть «Матерь человеческая»? (Мария добрая, она помогла животным, раненому, детям, она выстояла в испытаниях, перенесла все тяготы, человек с большой буквы). В повести прослеживаются библейские мотивы: Мария (дева Мария), символическое число 9, высказывание из Библии («смертию смерть поправ»), матерь в данном контексте звучащее как «Богоматерь»).

6. Подводя итог всему выше сказанному, попробуем составить синквейн по ключевым словам нашего урока: «добро» и «Мария». (Задание по вариантам).

1 вариант. Слово «Добро»

2 вариант. Слово «Мария»

1. Добро (1 сущ.).
2. Справедливое, позитивное (2 прил.).
3. Хранит, творит, помогает (3 глаг.).
4. Добро должно победить зло (фраза из 4-х слов).
5. Свет души (синоним к сущ., см. 1).

1. Мария (1 сущ.).
2. Добрая, мудрая (2 прил.).
3. Помогает, спасает, ухаживает (3 гл.).
4. Мария побеждает желание отомстить (4 слова).
5. Матерь человеческая.

7. Хочется сказать, что пока есть такие матери, жизнь не исчезнет. Мария действительно является «матерью человеческой». Любовь страдающей души Марии неисчерпаема и постоянна. И каждый раз она в конкретных проявлениях – в любви к людям, к мужу, к сыну, к обездоленным незнакомым детям, к родной земле, природе, животным.

8. В заключение урока ученик  прочитает стихотворение Татьяны Кузовлёвой «Твори добро», которое должно стать девизом каждого человека и которое отражает суть нашей героини.

Твори добро -
Нет большей радости.
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь. Поверь – действительно,
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

9. Ребята, благодарю всех за активную работу на уроке.

10. Домашняя работа: напишите сочинение на тему «Что такое добро?».