Использование современных гаджетов в обучении

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


В настоящее время поток информации настолько огромен, что не всегда мы можем правильно с ней работать. Задачей учителя является помочь учащимся в освоении информационных компетентностей, которые предлагают новые образовательные стандарты. Это не только осуществление поиска информации, но и активноe освоение универсальных учебных действий.

Согласитесь, наличие мобильных телефонов у учеников вызывает часто негативную реакцию у нас учителей.

Поэтому современные гаджеты (планшеты и смартфоны) нам надо сделать помощниками в обучении.

В процессе организации учебной деятельности многие учителя сталкиваются с проблемой, что достаточно сложно заинтересовать и увлечь детей. Для того чтобы сделать образовательный процесс достаточно интересным можно использовать QR-технологии.

Эту технологию можно использовать в различных видах учебной деятельности.

Наверняка вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с каким-то непонятным кодом (Рис1.). Они попадаются на сайтах, в рекламе, на визитках. Что это за код - давайте разберемся. QR-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. QR-коды (от Quick Response — по-английски «быстрая реакция», «быстрый отклик») были разработаны в 1994 году японской компанией Denso-Wave. В самой Японии QR-коды получили широкое распространение ещё в начале 2000-х годов: их размещают в рекламе, на упаковке товаров, печатают в буклетах, используют в играх, в справочниках и ещё миллионом разных способов.

Рис.1.

Наиболее распространённые в мире форматы QR-кодов:

  • Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
  • Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
  • Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
  • SMS. Нередко для участия в мероприятии, акции, игре требуется отправить SMS. QR-код избавит вас от необходимости набора текста. Можно отсканировать код и получить готовое к отправке сообщение.
  • Географические данные. В QR-коде могут быть зашифрованы геоданные. Это позволяет посмотреть расположение того или иного объекта, например, в «Картах Google».
  • Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения до информационной справки.
  • Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.

Алгоритм чтения QR-кодов

  1. Запустить программу, для распознавания QR-кода и дождаться активации фотокамеры вашего мобильного устройства;
  2. Навести фотокамеру на QR-код;
  3. Отрегулировать размер и четкость изображения на экране. QR-код
    должен находиться по центру экрана, иметь четкие очертания и границы чтения должный быть за пределами кода;
  4. Ожидать. Проанализировав QR-код, «ридер» самостоятельно выдаст вам информацию о его содержимом;
  5. Если ничего не изменилось, повторить попытку, поменяв расстояние до сканируемого QR-кода;
  6. Как только сканирование завершено, на экран устройства будет выведено предложение совершить какое-либо действие, зашифрованное в QR-код – это может быть отправка sms или e-mail, переход по ссылке, команда совершить звонок и т.п. Вам остается только согласиться с предложенным действием.

Использование QR-кодов в школе

QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы: индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.

В качестве гаджетов можно использовать мобильные телефоны и планшеты. Для считывания QR-кодов на настоящее время существует огромное количество специальных программ и приложений. Для каждой модели телефона существует свое приложение (в зависимости от ОС смартфона). QR Droid (ОС Android) – эта программа даёт возможность считывать и создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы IOS приложение QR Code City.

Приложения для считывания QR-кодов:

  • Reader Kaiwa
  • QR Droid
  • Neoreader
  • QRreader

Для создания QR-кодов существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете.

Онлайн сервисы для создания QR-кодов:

  • Русскоязычный сервис qrcoder.ru
  • Сервис QR code Generator
  • Сервис Qrstuff

У QR-кодов так же есть способность хранить в себе небольшие по объёму тексты и без подключения к Интернету, тем самым, увеличивая свои возможности.
Можно использовать QR коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники, и ресурсы, помогающими решить ту или иную задачу. Распечатав коды их можно вклеивать непосредственно в тетради или записные книжки школьников.

При организации проектной деятельности можно создавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии и др. (Рис.2)

Рис.2.

С помощью QR-кодов можно привести аннотированный список произведений автора, скачать электронную версию произведения. (Рис.3.)

Рис.3.

Можно значительно обогатить информационную среду школьного музея при размещении кода для комментариев, ссылок на мультимедиа ресурсы. (Рис.4)

Рис.4.

Использовать непосредственно на уроке. Разместив QR-код на слайды презентации можно расширить содержания изучаемой темы: предложить дополнительный материал для изучения, обратить внимание на формулы, теоремы и законы; создавать контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий.

Ученики могут создавать виртуальные экскурсии, разработав идею экскурсии и реализовав ее содержательную часть в QR-кодах.

Таким образом, QR-технология может быть использована для проведения лабораторных, практических работ, квестов. Используя эту технологию учащимся приходится  не только искать ответ через различные поисковые сервисы, но и генерировать свой QR-код в виде ответа.

Данная технология направлена на мотивацию ребенка к освоению любой информации, если ее правильно подать.

Работа с QR-кодами привлекает педагогов к использованию новых информационных технологий, а значит повышает уровень освоения информационных компетентностей у учащихся.

Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как вам и вашим ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу.

Ресурсы

  1. Блуст Н.А. «Идеи использования QR-кодов» https://multiurok.ru/blog/idiei-ispol-zovaniia-qr-kodov.html
  2. А. Баданов «QR coder» Интерактивности –WEB сервисы для образования, https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder
  3. «QR-код» Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4