НОД "Знакомство с родственными словами используя элементы мнемотехники"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей с понятием «родственные» слова

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить выделять в слове одинаковую часть, используя приемы мнемотехники;
  • формировать умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
  • привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.
  • познакомить детей со словом палисадник, рассада

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развить зрительно-пространственные представления;
  • развивать связную речь;
  • развивать моторику рук;
  • развить зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать доброе отношение к своим близким и родным; окружающим детям, взрослым.

Добрый день, уважаемое жюри! Меня зовут Иванова Алевтина Ильдусовна. Я работаю учителем-логопедом в Детской саду №6 «Солнышко». Вашему вниманию будет представлена непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Знакомство с родственными словами» с использованием элементов мнемотехники.

Ход НОД

1. Организационный момент

Учитель-логопед:

Здравствуйте, ребята! Помните, на днях я приходила к вам в гости. Сегодня я пришла не одна, привела еще гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.
Я предлагаю вам отправится в путешествие. Согласны?

Вправо-влево повернись,
В волшебном саду окажись.

Под песенку «Тропинка…» дети занимают свои места

(слайд сад)

Какой большой сад! В нем можно заблудиться даже взрослому человеку (слайд домовенок в саду)

- А это кто такой? И почему он расстроен?

Ответы детей: Домовенок (домовой). У него что-то случилось…

Учитель-логопед: Что случилось? Как вы думаете?

Ответы детей: Домовенок заболел, заблудился и др.

Учитель-логопед:

Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем. (слайд Домовенок рядом с домиком)

Домовенок заблудился и потерял свой домик. Как же быть?

Ответы детей: Нужно помочь найти его домик

Учитель-логопед: Давайте поможем Домовенку найти его дом. А для этого продолжим наше путешествие, во время которого мы будем собирать картинки-подсказки.

Под песенку «Тропинка…» дети идут по кругу

2. Основная часть

Вот перед нами сад цветущий(слайд сад цветущий)
Растёт, цветёт, благоухает...
А в нём - садовник вездесущий,
Он этим садом управляет.

Дети встречают садовника.

Учитель-логопед: Как называют человека, который ухаживает за садом?

Примерные ответы детей: Садовник (Садовод) (слайд Садовник). Правильно, ребята.

Учитель-логопед: Как называют инструменты для работы в саду?

Примерные ответы детей: Садовые (Слайд садовые инструменты)

Учитель-логопед: Как называют маленькие растения для посадки в саду?

Примерные ответы детей: Рассада (слайд рассада)

Учитель-логопед: Как называют маленький сад?

Ответы детей: Садик (слайд садик)

Учитель-логопед: Я хочу вас познакомить еще с одним словом Палисадник – это небольшой огороженный садик перед домом. (слайд палисадник)

А здесь что-то есть. Это корзинка с картинками-подсказками, которую нам подарил Садовник. Давайте мы их вывесим на доску.

Кто нам подарил корзинку с подсказками? Какие еще слова запомнили? садовник, рассада, садик, садовые, палисадник (обобщили)

А кто из вас сможет повторить слова по картинкам-подсказкам.

Учитель-логопед: Какая одинаковая часть встречается во всех этих словах?

Примерные ответы детей: Слово «сад».

Учитель-логопед:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.

Т.е. слова, в которых встречается одинаковая часть, называют «родственными» словами.

Учитель-логопед: Послушайте, есть ли в словах «сад» и «Домовенок» одинаковая часть?

Примерные ответы детей: Нет, такого слова нет.

Учитель-логопед: Значит, эти слова не являются «родственными».

Учитель-логопед: Ребята, а мы нашли домик для Домовенка в этом саду?

Примерные ответы детей: Нет!

Слайд домовенок

Учитель-логопед обращается к Домовенку: «Здесь мы домик для Домовенка не нашли. И подсказки в нашей корзинке закончились. Нам нужно двигаться дальше.

Под песенку «Тропинка…» дети идут по кругу.

Мы шли-шли - к дереву подошли.

Учитель-логопед: При затруднениях учитель-логопед задает следующие наводящие вопросы:

- Как назвать маленькое дерево? (деревце) (слайд)

- Как назвать несколько деревьев? (деревья) (слайд)

- Как назвать кусочек дерева или брусок? (деревяшка) (слайд)

- Как называется игрушку, сделанную из дерева? (деревянная) (слайд)

Ребята, я предлагаю вам поиграть. Посмотрите, на столе картинки. Вам нужно выбрать среди  них, только родственные слова слову «дерево» и повесить на магнитную доску.

Учитель-логопед: Прислушайтесь к этим словам. Какую одинаковую часть вы в них слышите?

Примерные ответы детей: «дерево»! А вот и корзинка с подсказками, которую нам подарило Дерево. Давайте мы их вывесим на доску.

Учитель-логопед: Назовите родственные слова к слову дерево: деревце, деревья, деревяшка, деревянная (выкладываем картинки-подсказки) Обобщение.

А кто из вас сможет назвать родственные слова по картинкам-подсказкам.

Учитель-логопед: Послушайте, есть ли в словах «дерево» и «Домовенок» одинаковая часть?

Примерные ответы детей: Нет, такого слова нет.

Учитель-логопед: Значит, эти слова не являются «родственными».

Учитель-логопед: Ребята, мы нашли домик для Домовенка под деревом?

Примерные ответы детей: Нет.

Учитель-логопед обращается к домовенку: «Здесь мы дом для Домовенка не нашли. Не расстраивайтесь. Пойдем дальше, а чтобы нам было веселее в пути, вспомним песенку…»

Под песенку «Тропинка…» дети идут по кругу

Учитель-логопед: Мы шли-шли-шли… Что это перед нами? (слайд Дом)

Дети:

Дом, домик
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Ждет он в гости нас с тобой.

Учитель-логопед: Ребята, а у слова «дом» тоже есть «родственные слова»? Давайте подберем.

Дети перечисляют слова, образованные от слова «дом». При затруднениях учитель-логопед задает наводящие вопросы.

- Как назвать дом ласково? (домик) (слайд)

- Как назвать огромный дом? (домище) (слайд)

- Как назвать животных, живущих рядом с человеком? (домашние) (слайд)

- Как назвать человека, который любит сидеть дома? (домосед) (слайд)

- Как назвать женщину, которая ведет домашнее хозяйство (домохозяйка) (слайд)

- Как назвать устройство у входных дверей помещения, передающее сигнал в дом (домофон) (слайд)

Учитель-логопед: Ребята, а вот еще одна  корзинка с картинками-подсказками. Пройдемте к доске.

Давайте вспомним, какие родственные слова есть у слова дом.

Примерные ответы детей: домик, домище, домашние, домосед, домохозяйка, домофон.

Учитель-логопед:  А кто из вас сможет назвать родственные слова по картинкам-подсказкам.

Ой, а вот и дом для Домовенка. можем мы оставить  Домовенка в домике?

Примерные ответы детей:  Да, можем.

Учитель-логопед:  Почему вы так думаете?

Примерные ответы детей: Потому что в словах «дом» и «Домовенок» есть общее слово «дом».

Учитель-логопед:

Наш забавный Домовой возвращается домой,
Вас он будет вспоминать и подарки присылать.

Дети прощаются с Домовенком

3. Итог

Учитель-логопед:  Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Вправо-влево повернись,
В детском саду окажись.

Учитель-логопед: Вы помогли Домовенку найти свой домик, а также познакомились с родственными словами. Узнали, что у родственных словах всегда есть одинаковая часть. Вспомните, какие родственные слова вы подбирали к слову «сад», а картинки-подсказки вам помогут («дерево», «дом»). Вы молодцы, ребята!