Цель урока |
Познакомить с назначением музеев в жизни человека, ориентируясь на ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение |
Задачи |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты |
|
Тип урока |
|
Опорные понятия, термины |
|
Зрительный ряд |
|
Вид деятельности |
|
Оборудование для учащихся |
|
1. Организационный момент
- Посмотрите на меня!
- Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Ребята! Садитесь и проверьте, всё ли необходимое есть у каждого из вас. Сегодня нам понадобятся умение слушать и слышать, смотреть и видеть; а для практической работы вы приготовили фломастеры, простой и цветные карандаши или пастель.
2. Формулировка цели и задач урока
[слайд 1]
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
Действительно, мы поговорим о художниках и музеях, об их назначении в жизни человека. [слайд 2]
И совершим небольшое путешествие по некоторым музеям.
Именно так называется тема раздела [слайды 3 - 9] (можно показать фильм – см. Приложение)
3. Введение в тему
Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите в школу?
А для чего ваша мама ходит в магазин? А в аптеку? В кинотеатр?
Хорошо. Интересно, а для чего люди ходят в музеи?
Мы с вами только что побывали в школьном музее, руководителем которого я являюсь. [слайды 10 - 17]
Что вам особенно нравится в нашем музее?
- Для чего мы собираем и систематизируем документы и сведения?
- В чём хранятся документы, фотографии, сувениры, грамоты?
Но можем ли мы в нашем музее увидеть выставку и динозавров, и картин, и предметов быта? (Нет)
Поэтому существуют различные виды музеев, давайте попробуем их назвать. Что мы увидим в каждом из них?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое слово пропущено?
Археологи найдут,
И в музей передадут,
И посуду, и монеты,
Все старинные предметы.
А потом их разберут
И по залам разнесут,
Чтоб смотрели их ребята.
Это будут ………… ,[слайд 18]
Что такое экспонаты?
Экспонаты, представленные на обозрение людей, называются выставкой или экспозиция.
Но почему же музей так называется?
Какое созвучное слово можно для него подобрать? (Муза)
Кто такая Муза? [слайд 19]
Почему же слово музей происходит от слова Муза? Молодцы!
4. Изучение нового материала
- Какие музеи вы знаете?
- Какие музеи есть в нашем Егорьевске?
(Краеведческий музей, Историко-художественный музей; в организациях и школах есть музеи боевой славы или музеи истории школы)
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в некоторые из них.
- Начнем наше путешествие с центра города и на улице Советской мы видим интересное здание, что это? (Историко-художественный музей)
Мы были в этом музее. Вспомним. [слайды 20 - 25]
Посещали выставки. Понравилось ли вам в музее?
- Что необычного вы встретили?
- Кто знает, что это за музей?
- Какие экспонаты мы можем встретить в Краеведческом музее? (Предметы быта, чучела животных, рукописные работы, рисунки…) [слайд 26]
- Как представлена экспозиция?
- Какие экспонаты мы можем встретить в краеведческом музее?
- Понравилось ли вам в музее?
- Что необычного вы встретили?
- Как представлена экспозиция?
(Экспонаты размещены в витринах, на стенах, на подставках, в стеллажах)
Скажите, а как называется внутреннее устройство помещения? (Интерьер)
Можем ли мы сказать, что в музее есть свой интерьер? Почему?
Хорошо, молодцы!
5. Пояснение темы
Музеи возникли в Древней Греции, где храмы, рощи, дворцы постепенно превращались в хранилища произведений искусств.
Что можно хранить в музее? (Картины, скульптуры, предметы и документы разных исторических эпох)
Есть музеи, в которых хранятся коллекции полезных ископаемых – драгоценные камни, самоцветы.
Есть музеи, где выставляют рукописи, оставленные нам великими музыкантами и писателями, - ноты и страницы книг, записанные их рукой.
Театральные музеи хранят материалы по истории театрального искусства – образцы декораций, костюмы, афиши, программки.
Почти в каждом городе есть краеведческие музеи, собирающие метериалы о крае, его климате, природе, промышленности, достижениях, знаменитых людях, которые его прославили. Таких музеев в стране больше всего. Школьники непременно посещают краеведческие музеи, потому что каждый человек должен знать о том крае, где он родился и живёт.
Музеи создаются и в школах. В нашей музейной комнате есть фотографии из истории школы, сведения о педагогах, которые в ней работали, о выпускниках, которые здесь учились и привели учиться своих детей.
Существуют и очень необычные музеи.
Например, в городке Мышкин, расположенном на Волге, есть музей, в котором представлены кукольные мышки.
Есть музеи валенок, автомобилей, шоколада, кукол.
Город Тула славится самоварами. Какой музей есть в этом городе?
6. Расширение знаний по теме (методичка с.169-171)
Рассказ о Музее изобразительных искусств им. Пушкина и Третьяковской галерее в Москве, о Русском Музее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
7. Разнообразие музеев
Работа с учебником с.108-109.
Прочитаем текст, задания.
8. Задания для самостоятельной работы
Сегодня вы будете рисовать на тему «Мой музей». Вообразите, что вы – художник школьного музея. Нашей школе исполняется 25 лет. Это значительная дата. И замечательно, что в школе появилась музейная комната.
Кто хочет с прекрасным встречи,
Будь то утро или вечер.
Собирай подруг, друзей,
Приглашай всех в свой музей!
- Что будет главным в теме Вашего музея?
- Что будет выставлено для обозрения посетителям?
- Как вы разместите экспонаты в своём музее?
Можете сначала сделать эскиз будущего рисунка.
Выполняйте рисунок на листе.
9. Физминутка «Солим капусту»
Чтобы ваши руки немного отдохнули, авторы Т.Ткаченко и М.Давыдова приготовили потешку. Придумайте движения.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
В бочки плотно набиваем
И в подвалы выставляем!
Ох, и вкусная капуста!
10. Практическая работа
11. Рефлексия
- Что такое музей?
- Какой музей называется краеведческим?
- Почему краеведческих музеев создано больше всего?
- О чём узнают ребята, побывав в краеведческом музее?
- Какой ещё музей создали бы вы в нашем городе?
- О каких музеях в нашей стране вы теперь знаете?
- Что такое оригинал картины?
- Как называется картина, скопированная с оригинала? (репродукция)
Отлично поработали. Давайте подведём итоги. [слайд 27]
На доске выставка эскизов. На следующем уроке мы продолжим работу в цвете.
12. Синквейн «Музей»
Дополнительно, кто закончил работу, можете сочинить синквейн на тему «Музей»
Порядок на рабочем месте и задание к следующему уроку
Сложите и уберите принадлежности для рисования.
К следующему уроку поговорите с родными: «В каких музеях им посчастливилось побывать, что им запомнилось больше всего?»
[слайд 28]
Спасибо за работу!
Список информационных источников
- Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2017.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2012.
- Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.
- М.А.Давыдова. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. Москва. Вако. 2012.
- Костина Л.Н. Разработка урока. г.Кемерово.
- http://www.kuzbasskray.ru
- http://www.kuzbassizo.ru
- http://www.museum.ru