Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи:
- Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать союзы по строению: простые, составные; по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные.
- Уметь использовать союзы в речи.
- Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
- Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, карточки для работы.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Наступил последний месяц зимы, а так уже хочется тепла. Что может нас согреть в зимнюю стужу? (Учащиеся называют разные варианты) Конечно же, семья. И сегодня разговор у нас пойдёт о семье. Мы продолжаем наше путешествие по государству Морфология и продолжаем знакомство с его обитателями, с семьями, которые там живут. А вот и жители. Узнали? (1 слайд)
Стадия вызова
1. Актуализация опыта
Ребята, я поселила 2 семьи в разные дома и думаю: а правильно ли я сделала? Мне очень жаль семью Служебные. (Учащиеся доказывают своё мнение, аргументируя ответы: слайд 2, 3)
А сейчас я хочу вам прочитать сказку, которую сочинила сама. Но я её не закончила. Не могу придумать продолжение. Надеюсь на вашу помощь.
- Чтение сказки (слайд 4-5)
В некотором царстве, некотором государстве под названием Морфология жили-были два известных родовых клана: Самостоятельные и Служебные. В семье Самостоятельные было … детей (обучающиеся сами должны назвать количество), а в семье Служебные – трое детей: два сына (Предлог и Союз) и дочка Частица, очень капризная и избалованная девица. Её день начинался словами: «Неужели дождь? Пусть светит солнце!» Ей не нравились соседи. Она ото всех пыталась держаться особняком: «Что за соседи! Не хочу ни с кем дружить. Даже поговорить не с кем!»
Предлог устал от постоянных капризов сестры. Всё чаще его видели в соседнем доме с Существительным, Числительным или их братом Местоимением. В продолжение всего лета, несмотря на плохую погоду, они гуляли около леса, у речки, в полях. На лугах рвали ромашки, бродили вдоль берега реки. Предлог почти перестал бывать дома.
Союз…
2. Создание проблемной ситуации
Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке? (Учащиеся высказывают предположения). Записываем число и тему нашего урока: «Понятие о союзе». Что нам нужно сделать, чтобы дописать сказку? Вспомнить всё, что знаем о союзе и, конечно же, расширить наши знания.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово союз? (Написать в центре слово союз. Подобрать к нему слова-ассоциации, слайд 7). Убедимся в верности наших наблюдений.
Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: 1.«Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; 2.Часть речи, частичка, связующая слова».
И, конечно, семья – это тоже крепкий союз, союз единомышленников.
3. Осознание и формулирование проблемы
Как вы, ребята, думаете, мы знаем уже о союзе всё? Давайте попытаемся в виде вопросов сформулировать, что мы знаем о союзе и что хотим узнать ещё. (Учащиеся пытаются формулировать вопросы).
- Что такое союз?
- Какую роль он выполняет в предложении?
- Какие бывают союзы? (слайд 8)
Стадия содержания
4. Построение знаний
1. Выбор методов исследования
А где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? (Учащиеся предлагают варианты). Попробуем понаблюдать за употреблением союзов в предложении.
2. Сбор информации. Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём:
1) Лингвистический эксперимент.
Попробуем доказать, что основная функция союзов – связь. На доске даны предложения (слайд 9). Это отрывок из стихотворения И.Резника «Гимн семьи». Не переписывая предложения, составьте схемы.
1.
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
2.
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
3.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
4.
Семья - источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый,
И грусть, и радость, и печали
Одни на всех, неразделимы.
Итак, что мы доказали? Союз, действительно, связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте (слайд 10). Великий русский учёный М.В.Ломоносов так сказал о союзе: «Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
Союзы очень часто используются в пословицах, а в пословицах отражена народная мудрость, накопленная веками. Какие пословицы о семье знаете вы? (Дети называют). Но в некоторых пословицах меня кое-что насторожило в употреблении и. Как вы думаете, что?
2) Сопоставительный анализ
Где мир и лад, не нужен и клад.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Мы говорили, что основная функция союзов – связь: связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
Оказывается, наши предположения не верны? Где мы можем найти подтверждение или опровержение своих наблюдений.
3) Заполнение таблицы (метод-инсерт), п.148. Работа в парах.
Итак, что оказалось для вас уже известным?
Основная функция союзов – связь: связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
Показалось интересным, противоречащим первоначальному мнению?
И - чаще всего союз, но иногда может быть усилительной частицей, как в приведённых выше пословицах: где мир и лад, не нужен и клад.
Новое: строение союзов (слайд 11), записать в справочник. Обратите внимание на правописание союзов, особенно составных. Не показалось ли странным, что союз не только – но и записан через чёрточку? Это так называемый двойной союз. В зависимости от употребления союзы бывают: одиночные, повторяющиеся, двойные (одна часть союза находится в первой части предложения, вторая – во второй части предложения- слайд 12, запись в справочник).
4) Работа в группах. Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Обязательно используйте при составлении предложений союзы ( 5-6 предложений)
Например:
- Цени и береги своих близких, потому что…
- Когда у тебя плохое настроение, ….
- Никогда не груби своим родным, так как….
- Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
- Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений (читает один человек от группы).
5) Контроль.
Тест с последующей взаимопроверкой (ответы на слайде 14 презентации)
1. Части речи изучает:
А. Фонетика
Б. Синтаксис
В. Морфология
2. К самостоятельным частям речи не относится:
А. Наречие
Б. Союз
В. Глагол
3. Продолжи определение: Союз – это
А. самостоятельная часть речи
Б. служебная часть речи
В. часть слова
4. По строению (составу) выделяются союзы:
А. Простые и сложные
Б. Сложные
В. Простые и составные.
5. Союзы:
А. Склоняются
Б. Не изменяются
В. Спрягаются
6. Союз связывает … (выбери полный ответ):
А. Части сложного предложения
Б. Однородные члены предложения
В. Однородные члены предложения и части сложного предложения
7.Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены):
А. На улице дождь непрерывный а дома тепло и светло.
Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.
В. Пусть счастливы будут все семьи и радость войдёт в каждый дом.
8. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения в составе сложного:
А.
Теплом встречает отчий дом
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Б.
Осенний день не радует погодой
Суровый ветер дует нам в лицо
Но согревает нас тепло родного дома
И мама встретить выйдет на крыльцо.
В.
Любите и цените счастье
Оно рождается в семье.
9. В предложении союз
А. является главным членом предложения
Б. является второстепенным членом предложения
В. не является членом предложения
10. Найдите лишнее:
А. И, а, но, или, тоже, потому что
Б. Или, чтобы, насчёт, что
В. Вследствие, в течение, вследствие того что
Стадия рефлексии
1. Итак, ребята, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока. Подведите итоги.
2. Попробуйте оценить свою работу на уроке:
- Если материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради или в таблице !
- Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?
- Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)
5. Домашнее задание: параграф 148 (стр.186–187). Дописать сказку или попробовать написать свою.
6. Оценивание